Глава 3. Путь Йоги

«На пути йоги ни одно усилие не теряется понапрасну; все препятствия преодолеваются. Даже небольшая Дхарма спасает от страха.» (II, 40)

Слово «САМСКАР» значит «отпечаток каждого действия», «влияние», — следы, оставленные на песке времени. Человеческий разум является результатом как индивидуальных, так и коллективных впечатлений, имевших место в прошлом. Эти впечатления, совранные и хранимые в подсознании, всплывают на поверхность всякий раз, когда для них появляется благоприятная возможность. От этой обусловленности зависит человеческая реакция. Часто предпочтения человека в еде определяются свойствами, которые приобрели вкусовые почки (Прим.пер.: вкусовые почки — особые мельчайшие образования, находящиеся в толще слизистой оболочки ротовой полости; в результате их раздражения возникают вкусовые ощущения) в раннем детстве. Таким образом, разные люди имеют разные пристрастия и предубеждения. Также, взрослому легче учить язык, если в детстве он находился в среде говорящих на нем. Ребенок, воспитанный в обстановке бездуховности и равнодушия, может не откликнуться на зов Духа. Если же он в детстве находился под духовным влиянием, он может оказаться перед лицом духовности даже на поздней стадии своей жизни. Впечатление, наложившее отпечаток в детстве, достигнет зрелости и поможет питать дальнейший интерес в этой области. Заинтересованность искателя поддерживается благодаря благоприятным впечатлениям, имевшим место в прошлом. Поэтому новичок должен быть настойчивым, несмотря на начальное неравенство сил; ему может все совершенно наскучить, вся затея может показаться сумасшествием,- но Самскары укрепляют положительное отношение к делу и обеспечивают надежную опору для продолжения.

Могут быть хорошие (Су) Самскары, которые формируют определенные достоинства человека и помогают его эволюции, и также могут быть плохие (Ку) Самскары, которые могут стащить человека на исходный уровень. Поэтому не нужно отбрасывать, либо принимать все условности. У всех людей разные наклонности. Некоторые могут руководствоваться системой более высоких ценностей, но по мере их становления, они могут приобрести условности общества, в котором живут. Могут быть и сильные личности, которые, невзирая на все дурные предвзятости общества, будут расти во славе своих добродетелей.

Многие вещи принимаются в жизни без участия логики или доказательства. В конечном итоге это просто верования. Если ребенку было сказано, что существует Бог, Верховная Сила, он может и не думать об этом всю оставшуюся жизнь, но это будет находиться в глубине его памяти. Когда ему минет восемьдесят, и ему скажут, что существует Бог, он, возможно, сразу и не согласится с этим, но в то же время не будет этого отрицать. Оставшиеся хорошие впечатления прошлого обеспечивают простор для исследования и возможность дальнейшего развития. Так что даже небольшое усилие в настоящий момент может оказаться полезным. Пусть вы медитировали один раз в жизни и не стали продолжать заниматься этим в последствии. Как бы то ни было, оказанное воздействие обеспечивает поддержку при любой более поздней возможности. Однако дурные предубеждения не оставляют шансов для исследования.

«Очень легко упасть, но трудно восстановить свое положение, и гораздо труднее совершить восхождение.»- Шри Матаджи.

Детские впечатления наиболее существенны. Они закладывают основы психики. Если основы, заложенные в детстве, крепки и положительны, вы можете вступать в жизнь как воин — полным уверенности в себе. И при наличии такой уверенности в себе, основанной на здоровых приоритетах и добродетелях, ничто не может остановить вас. Вы можете заставить события происходить так, как вы хотите. Это волшебство материнского прикосновения. Всмотритесь в жизни людей, покорявших вершины — это люди с громадной уверенностью в себе, рожденной на крепкой основе, заложенной в детстве. Она не приходит от того, что вы хорошо накормлены и одеты, но от сознания безопасности. С другой стороны, неспокойное детство может быть источником многих проблем.

Забота о детях — это ценнейший вклад общества в свое будущее. Они — величайшее благо нации. Если вы пренебрегаете своими детьми, оставляете их сиделкам, не уделяя им собственного внимания, — то страдают основы общества. Не хлебом единым жив ребенок. В высшей степени важны материнская забота и любовь. Люди имеют свободу делать все, что им нравится со своими собственными жизнями, но никак не с жизнями своих детей. Все чаще имеет место феномен, когда нарушающие право, сбитые с толку, неуверенные родители рожают детей. Эта проблема более серьезна, чем нейтронная бомба, потому что она может подвергнуть опасности будущее человеческой цивилизации.

«Разумение того, кто решителен, однозначно, но мысли колеблющегося сильно разветвлены и бесконечны.» (II, 41)

Когда фундамент крепок, человек не поглощен путаными мыслями и колебаниями ума. Ясный и здоровый ум формируется стабильным и полноценным воспитанием. Ясный ум ловит образ, как вода в пруду: без каких-либо искажений или сомнений. Но ум, который введен в заблуждение и сбит с толку, полон сомнений и отражает лишь собственное смятение вместо истинной картины. В поисках Абсолютной Истины наше поле зрения затуманивается относительностью из-за наших собственных перепутанных до предела условностей, которые постоянно отбрасывают серые тени. Первичное абсолютно, но разум относителен. Следовательно, первичное не может быть осознано с помощью инструмента ума. Всякие подобные попытки принесут ложный результат. Чтобы осознать Первичное, вы должны взойти на уровень Первичного. Разум полностью познает Первичное только когда вы переступите все пределы. Но прежде всего, ум должен быть ясным и решительным.

Цитирую Шри Матаджи Нирмалу Деви: «Так же как золото имеет абсолютное свойство не тускнеть, так и вселенная Реальности имеет абсолютное свойство, которое неизменно.» Мы должны открыть двери понимания и очистить каналы восприимчивости для того, чтобы узнать этот абсолют. Иначе мы постоянно будем идти наощупь в темноте относительности и навсегда затеряемся в лабиринте ее узких проходов.

По сравнению с красочными переживаниями, вызванными ЛСД (Прим.пер.: ЛСД — наркотик, вызывающий галлюцинации, повышенную восприимчивость и извращенные ощущения), реальность кажется блеклой, и наркоман вновь прибегает к наркотику. Хотя знакомство с реальностью и представляет наркотический дурман в истинном свете, все-таки наркоман не готов признать реальность. Это является причиной раскола психики и вызывает шизофрению. Это болезнь как поколения грибоедов, так и другой его части, которая затерялась в сфере относительности.

Другая сторона обусловленности — это вседозволенность; но как это происходит? Что является инструментом? Это, должно быть, м-р Эго, а не вы. Эго не знает пределов. Оно на самом деле действует против хороших условностей, редко против плохих. Поэтому некоторые не прекращая говорят: «В чем дело, почему я должен быть хорошим человеком, почему я должен быть бескорыстным?» Рациональность является проявлением эго, она объясняет все. Но микрокосм — это неотъемлемая часть макрокосма. Мы все неотъемлемая часть одного существа. Разве один глаз противоборствует другому? Шри Матаджи говорит: «Этот мир поделен человеком. Каждая нация представляет собой тонкий центр восхождения Первозданного существа.»

«Те, кто разъясняют суть того, что написано о небесах в священных писаниях (Ведах) как своекорыстную цель, создают различные обряды и ритуалы, чтобы добиться для себя удовольствий и власти; награда за то — перерождение.» (II, 43)

Священники, пандиты и ученые произносят убедительные речи по поводу того, что хорошо и что плохо, но их собственные жизни часто выявляют противоположное тому, о чем они проповедуют. Они искажают суть священных писаний, чтобы утвердить свое влияние над людьми. Это игра для достижения власти, худшая, чем политическая, потому что они используют в виде инструмента писания, а так как никто не обращается к самим писаниям, они эксплуатируют их, чтобы удовлетворить скрытые побуждения. Существует дюжина различных интерпретаций Вед; каждое слово открыто для нескольких толкований, и умный человек может исказить их в своих собственных целях. Шекспир дал несколько примеров дьявольского цитирования писаний. Религиозные войны времен средневековья оправдывались религиозной подоплекой; цитировались писания, тогда как скрытым мотивом была жажда власти и богатства. Могут пи проповеди мира, любви и ненасилия распространять такую позорную дикость? Не удивительно, что Маркс назвал религию опиумом для народа.

Сложные обряды и ритуалы, трудные для понимания простого человека, увековечивают власть духовенства. Храм стал средством добычи денег, и священник стал необходимым. Он часто говорит на непостижимом языке и требует различных подношений и услуг. Когда человек умирает, его сын обязан совершить сложные церемонии и наполнить карман священника, чтобы обеспечить покой души умершего.

Если покой не может быть куплен для живущих, то невозможно закупить его для умершего.

Не соблазняйтесь впечатляющими интеллектуальными и философскими теориями. Интеллектуально писать и излагать теории значит лишь питать эго и интеллект, но не сердце.

«Каждый интеллектуал, каким бы блестящим он ни был, приходит в замешательство от своей собственной умственной болтовни. Чем больше он запутывается, тем более напористым становится; так как он сбит с толку, он не уверен в себе, поэтому он утверждает: «Это как раз то, что нужно; это то, что нужно.» Он уподобляется одержимым личностям. Объясняя все через призму своего мозга, он убеждает многих других, которые сбиты с толку так же, как и он. Они зависят от него, он становится лидером, потому что они гораздо больше сконфужены и находят кого-нибудь, кто на вид не так сильно сконфужен.»- Шри Матаджи.

Прежде чем начинать практиковать теорию другого, сперва проверьте, пошла ли она на пользу ему самому — полагайтесь на здравый смысл.

Медитация йоги не имеет отношения к эйфории могущества. Зачем медитировать? Искать могущества? Кто-то обладает способностью испепелять мановением руки или извлекать швейцарские часы из воздуха — и вы очарованы, — обмануты. Такое колдовство делает неясными ваши перспективы и сбивает вас с пути.

Книги приписывают медитации множество мистических возможностей. В поисках могущества вы постоянно занимаетесь охотой на ашрамы и покупкой гуру. Товарный рынок очень обширный, а также очень обманчивый. Вся ваша жизнь может пройти в поисках черной кошки в темной комнате, которой не существует.

«Сколь полезен пруд в месте, переполненном водой, столь же полезны все священные писания (Веды) для озаренного существа.» (II, 46)

Наспех зазубренные знания из книг предназначены для ученых, но они не имеют ценности для озаренного. Чему книги могут научить того, кто уже знает? Фактически то, что он знает не может быть выражено ни в какой книге. Книги соотносятся лишь с ограниченным уровнем интеллекта. Озаренный знает сверх того. Священные писания рассказывают о капле воды, тогда как озаренный знает океан. Философ становится одержимым размышлениями. Пусть он топит эти концепции в водовороте собственного ума. Концепция — это не реальность. Те, кто предназначены для царства Божьего, простодушны, так что они в состоянии избежать вреда философии. Пусть интеллектуалы торжествуют по поводу своей одаренности, пока простаки отдыхают, как дети, за пазухой у творца. Их простодушие является величайшим благословением; не зная ни о ком, кроме творца, они всегда восхищаются Им.

Кабир, великий святой, был неграмотным, — ткачом. Он никогда не читал ни одного писания, но был одним из величайших учителей шестнадцатого века. Когда Первичное познано на опыте, все священные писания становятся ненужными. Манускрипты писались людьми на основании этого опыта, и тот же опыт вы можете свободно приобрести сами. Знание — предел познания.

Ваша эрудиция основана на книгах. Всевозможные идеи исподволь внушались в вашу голову писателями-мистиками. Чем больше вы читаете, тем больше приходите в замешательство. Один человек говорит одно, а другой — другое. Под должным водительством знание постепенно открывается ученикам обстоятельно и в подходящее время.

Читая о Ламе, который может летать, вы хотите летать. Ваше движение к духовности становится ориентированным на достижение определенных возможностей; ум погружается в очередное заблуждение. Это создает проблемы. Вы подходите к медитации с предвзятым мнением относительно того, что должно произойти. Если этого не происходит — наступает разочарование.

Сначала поймите сущность медитации. Каждая книга говорит что-то другое. Чтобы обеспечить постоянных покупателей, лжегуру рассказывают о медитации экзотические вещи, ум является таковым, что предложения могущества искушают его. Медитация не является средством быстрого и легкого достижения могущества. Шри Матаджи Нирмала Деви описывает ее, как состояние безмысленного осознания, когда Кундалини, энергия истинного и чистого желания, восходит к своим высотам, и вы познаете на собственном опыте коллективное сознание.

Дзэн говорит о ней, как о безмолвном познании. Дзэн считает работу в саду и огороде, приготовление пищи или ведение домашнего хозяйства медитативной практикой. Мирская работа может быть простейшим способом познания пути природы. Выполнение работы, которая должна делаться снова и снова, может способствовать первому проявлению озарения. Здесь не используются ярлыки и названия. Чтобы получить опыт Дзэн, интеллект должен Быть превзойден, а названия отброшены. Это может произойти моментально, в мгновение ока. На это не требуются годы занятий или обучения. Это может быть познано в цветении цветка, в невинной улыбке ребенка или просто в озорной игре ветра. Но современный ум запутан. Он настолько закомплексован, что ему трудно учиться на простых вещах. Он нуждается в ярлыках, названиях и формах. Но если вы говорите: «Это называется так-то”,- тогда это таковым не является; пока вы можете называть это, вы еще не узнали. Упанишады дают критерий «Нети, Нети» — «не это, не это». В медитации возникает состояние, в котором все вопросы исчезают и мысли прекращаются. Момент, в который ум начинает функционировать и спрашивать: «Это оно? Это блаженство?» — означает, что оно уже прошло. Любое понятие, любое представление об этом, этим не являются. Не концепция, а осуществление есть реальность.

«Выполняй свою работу, но пусть не будет привязанности к плодам деяний. Пусть награда не будет твоим побуждением. Но и не впадай в состояние бездействия.» (II, 47)

Что бы вы ни делали, делайте в совершенстве и принимайте результат. Если вы готовите, делайте это красиво и радостно. Будет ли блюдо одобрено, и похлопают ли вас по спине — не нужно взвешивать в процессе приготовления пищи.

Дзэн говорит о спонтанности, но вы не можете быть спонтанными, если зависите от результата. Потому что в этом случае вы уже в будущем, вас нет в настоящем. Дзэн говорит: «Будь в моменте». Если все, что вы делаете, предназначено для будущей цели или будущей выгоды, то вы находитесь в будущем. Где настоящее? Все ваше прошлое ушло на размышление о будущем. Все ваше настоящее уходит на размышления о будущем, и будущее уйдет на размышления о будущем. Будущего на существует в «настоящем моменте». Когда вы на самом деле жили? Фактически, вы никогда не жили. Вы жили только в мечте, в воображении о будущем, которого не существует. Вы жили только в иллюзии. Вы упустили возможность пребывания в настоящем, пребывания во мгновении — того, что называется «будь здесь и в данный момент».

Когда едите — ешьте; когда гуляете — гуляйте; когда спите -спите. Во время приготовления пищи не думайте о сне, а когда спите не думайте о работе. Если одна нога здесь, а другая там, то не может быть спонтанности — ни чистого цвета, ни ясного разума. В прогулочной медитации Дзэн, если идешь — только иди. Если вы способны на то, чтобы просто идти, то вы плавно следуете течению. Ваша энергия не растрачивается, а настоящее — это восхищение от прогулки. Радость умирает в тот момент, когда вы начинаете об этом думать. Испытывая верх блаженства во время торжества, когда мы развлекаемся, приходит мысль о работе следующего дня, а за ней и сожаление, что этот приятный момент скоро закончится. В мгновение ока радость умирает. В радости, в чистом экстазе, вы не думаете. Это состояние безмыслия. Это состояние бытия, а не будущего становления; вы — это оно; спонтанно, без усилий, просто как есть. В момент, когда мелькает мысль о будущем, оно прекращается. В минуту самой явной, самой чистой радости, вы даже не думаете, что наслаждаетесь. Лишь позднее вы понимаете: «О, это было удивительное время». Только после того, как миг пролетел, появляется контраст и вы замечаете разницу. Чувство радостного настроения во время медитации не сохраняется, если во время медитации вы постоянно об этом думаете. Тогда это перестает быть медитацией.

Дух Гиты был прекрасно передан Дзэн. Дзэн — это сущность Гиты. Дзэн поднял ее опавшие листья и вернул их к жизни. Гита лежала погребенной под гнетом духовенства. Дзэн — это брачный союз между Буддизмом и Тао. Буддизм пришел из Индии. Гита является неувядаемой философией и, наряду с Буддизмом, источником Дзэн.

«Делай свою работу в йоге с беспристрастным отношением, одинаково спокойным к успеху и неудаче. Невозмутимость ума называется йогой.» (II, 48)

Когда эго обволакивает сердце, вы любите только самого себя. Фактически, чистая любовь начинает струиться, когда эго умирает. Шри Матаджи Нирмала Деви объясняет: «Человеческая любовь означает обладание и ограничение. Божественная любовь утешает вас, она поднимает вас к новому осознанию. Это нечто такое, что просто струится.»

Не рациональность. Совсем нет. Это нужно почувствовать. Ощущение боли других. Ощущение их стремлений и ощущение их страстных желаний. Просто почувствуйте внутри себя, есть ли у них желание быть одним целым? Посредством йоги (самореализации) вы становитесь коллективно-сознательными; вы можете ощущать ваши центры и центры других на кончиках пальцев. Как говорил Мохаммед Сахиб, «во времена воскресения ваши пальцы станут говорить». Намаз (Прим.пер.: намаз — мусульманская молитва, совершаемая пять раз в день) содержит в себе настоящий ритуал, чтобы познать центры. И пуджи, и поклонение проливают радость на вашу центральную нервную систему. Вы ощущаете прохладный бриз Святого Духа Чайтанья Лахири в живом познании. Человек становится единым с Божественным и взаимосвязь стабилизируется. Божественные вибрации являются признаком, и если код вам известен, вы узнаете их смысл. У любви свои узы — очень нежные и приятные. Вы должны узнавать волны Божественного океана милосердия и наслаждаться ими.

Если приходит ребенок и портит ваше жилище, то вы должны наслаждаться потехой этого баловства. Если плач малыша бросает вызов вашей свободе, то вы не мудрый человек. Быть неспособным выносить свободу других людей — это заброшенность, это одиночество, это значит отрезать себя от того первозданного, которым вы являетесь. Мы должны быть истинно свободными. Если маленький ребенок не может плакать в своем собственном доме, что это за свобода? Безусловно, эта свобода должна быть без излишеств, ее необходимо питать и развивать правильным путем мудрой любви.

Если муж хочет поесть что-то определенное, жена должна быть рада знать его желание и счастлива исполнить мелочь, которая принесет ему столько счастья. Также и муж должен быть отзывчив к жене. Иначе в жизни будет лишь скука, одиночество и пустота. Знать друг друга — это величайшая радость. Приятные мелочи создают волны огромного наслаждения и безмерного блаженства брачной жизни.

Попробуйте взглянуть на дерево с любовью, и вы обнаружите, что само дерево дает вам радость своего творения; потому что после реализации вы становитесь безмысленными, и творец, создавший это прекрасное дерево, будет проявлять всю ту радость, которая заложена в нем. Каждый человек — это запасник безграничной радости. Не опустошайте его только потому, что кто-то не такой, каким бы вы хотели его видеть, или потому, что вас так научили в школе. За каждым порогом, везде лежит красота — не упустите ее. Если вы одержимы, вы никогда не сможете насладиться ею. Это хранилище красоты в каждом человеке свободно и всегда кипит. Беспристрастное отношение не значит, что вы отказываетесь от всего и перестаете любить своих детей, вашего мужа, говоря: «Я собираюсь быть беспристрастным». Господь Кришна имеет ввиду независимость эго от действия. Это не является умственным пониманием, но приходит через состояние осознания, которого можно достичь после реализации.

Человек чувствует себя окрыленным в случае успеха и подавленным в случае неудачи. Какое имеет значение, преуспели вы или потерпели неудачу? Кто добивается успеха? Кто терпит неудачу? Когда вы говорите: “Я добился успеха», — кто это «Я»? Действительно ли «Я» добилось успеха, и может ли оно потерпеть неудачу? Существует ли такое «Я», которое имеет успех и терпит неудачу? В чем не имеет успеха и в чем преуспевает? Оно просто есть. «Я» не может преуспеть или «провалиться», потому что ничего нельзя добиться и ни в чем потерпеть неудачу. «Я» всегда было и вечно будет. Нет ни успеха, который делает его больше, ни провала, который приуменьшает его. Оно вне обоих, потому что оно — дух, а не эго. Когда навязчивая идея по поводу «Я» отступает, тогда ум входит в состояние баланса. Он возвращается в равновесие и отдыхает в состоянии невозмутимости, называемом Дхарма, которая дает нам возможность совершить восхождение и упрочить Йогу (союз с Божественным). Те, кто обладают Дхармой, восходят безо всяких затруднений, и очень легко и твердо закрепляются в состоянии Духа.

Так называемые Дхармы, иначе религии, остаются на физическом, эмоциональном или ментальном уровнях. Это оковы, которые доводят нас до абсурдных пределов. Такие религиозные люди становятся или неистовыми, или послушными тупицами. Но сплетение нашего внимания с Духом является единственным путем к процветанию, превращению, озарению и абсолютной свободе.

krishna


0 комментариев

Комментировать

Войдите, чтобы комментировать.