Глава 6. Действие и бездействие

«Как глупец выполняет действие, будучи привязанным к работе, так и мудрец должен выполнять действия, но без привязанности, на благо Мира.» (III, 25)

«Тот, кто способен видеть бездействие в действии и действие в бездействии, является озаренным.» (IV, 18)

«Непривязанный к результатам действия, независимый, внутренне удовлетворенный человек даже если и выполняет действие, посредством инструмента тела, он, однако, не совершает ничего неправильного.» (IV, 20-21)

«Тот, кто все принимает, когда это приходит, превосходящий все двойственности, равнодушный в случае успеха и неудачи, свободный от зависти, делающий работу в качестве жертвоприношения, даже если и участвует в деятельности, он не связан.» (IV, 22)

И невежда, и мудрец занимаются деятельностью. Однако, существует разница в отношении — невежда совершает деяние в корыстных целях, в то время как озаренный человек совершает его в целях благосостояния человечества и безо всякой привязанности.

Если эго не участвует в деятельности, то человек не берет на себя ответственности за поступки тела. Это не значит, что вы можете ударить кого-нибудь под тем предлогом, что лишь тело наносит удар; это зависит от того, существует ли связь между намерением ударить и самим действием. Такой же критерий может применяться ко всей умственной деятельности.

«Тот, кто занимается обучением, будет увеличиваться с каждым днем;
Тот, кто занимается Тао, будет уменьшаться с каждым днем;
Он будет становиться меньше и все продолжать уменьшаться,
Пока не дойдет до недеяния;
Недеянием можно сделать все.
» (Тао Те Чинь, 48)

Вселенная — это танец активности в процессе космического развития, который китайцы зовут Тао. Тао утверждает, что вся активность, постоянное течение, превращение и изменение лежат в основе всей природы.

Состояние бездеятельности не предусматривается. Лаодзы констатирует: «Недеянием можно сделать все.»

Недеяние воздерживается не от действия, а от определенного вида деятельности, которая не гармонирует с путем природы. Пусть всему будет предоставлена возможность происходить в соответствии с путем самой природы, так чтобы природа была удовлетворена.

Когда события не происходят по-вашему образу действия, наступает разочарование. Однако, если нет «вас», то нет и «вашего образа действия». Вы принимаете все так, как это происходит. Если ситуация требует определенного действия, то пусть тело выполнит его, не беспокоясь, будет ли оно успешным или неудачным. Успех относится к тому, кто преуспевает или терпит неудачу. Это цель, которая или достижима, или недостижима. Успех или неудачу переживает тот, кто под влиянием эго уподобил себя деятелю.

Несмотря на то, что практикующие медитацию стремятся быть уравновешенными, эго все же продолжает оставаться. Эго очень трудноуловимо; оно не хочет терять своей индивидуальности. Каждый чувствует себя особенным. Зависть — это особая отличительная черта эго. Любое незначительное проявление зависти означает присутствие эго.

Переступив пределы всякой двойственности, работа, выполненная как жертвоприношение, не связывает. Если Арджуна сражается в таком состоянии, то он не совершает никакого греха, потому что не он деятель. Тело — это воздушный змей в руках высшей силы, которая направляет его полет. При отсутствии эго ничто не может обязывать. Именно эго накапливает впечатления о том, что правильно и неправильно; сама по себе собственная суть не несет вины, потому что она лишь выполняет распоряжения своего хозяина; если она произвольно подчиняется высочайшему повелению, то она не несет никакой ответственности.

Руки не являются причиной воровства. Даже когда руки отрублены, вы, все-таки, можете красть мысленно. Ответственен тот, кто держит поводья колесницы. Если вы спонтанно даете возможность колеснице следовать куда бы ни направила ее бессознательная сила, то вы невредимы и свободны от последствий, потому что эго отсутствует. Господь Кришна колесничий. Следовательно, грехи, которые могут возникнуть в результате сражения, падут на Господа Кришну, если только Арджуна последует Его наставлениям. Арджуна лидер и должен принять решение. Однако, он не в состоянии отказаться от роли деятеля. Пребывающее в теле «Я» не склонно уступать. Пока есть эго, будет и понятие греха, и, следовательно, будет действовать закон Кармы. В таком духе Господь Кришна убеждает Арджуну: «…победив своих врагов, наслаждайся процветающим королевством. Эти враги уже убиты мною. Будь же ты просто причиной, О Арджуна.» (XI, 33)

Для искателя кажется невозможным отрешиться от действия. В деле отрешения деятелем также является эго. Поэтому и возникает самый главный вопрос: как начать отрешение? Шри Матаджи объясняет:

«Кундалини — это чистое желание, когда в процессе Сахаджа (спонтанной) Йоги Кундалини поднимается, она пробуждает Чакру Агья (третий глаз). Таким образом, отрешение начинается самопроизвольно, и искатель уподобляется Кундалини (чистому желанию стать единым с Божественным). Впоследствии, в результате практики, стабилизируется состояние безмысленного осознания, и тогда такой человек даже если и вовлечен во всяческие, казалось бы, мирские занятия, на самом деле не привязан к ним.»

krishnajanamam


0 комментариев

Комментировать

Войдите, чтобы комментировать.