Глава 8. Высочайшее достижение

«Нет ничего более замечательного на земле, чем чистота мудрости. Тот, кто совершенствуется в йоге, с течением времени сам обнаруживает это в своей Сути.» (IV, 38)

Каково значение жизни? К чему вся эта жизнь? Существует много ответов. В довольно веселом духе Шекспира, «жизнь — это выдумка, рассказанная идиотом, полная шума и неистовства, не значащая ничего». Другой скажет: «Ешь, пей и будь навеселе».

Гита рассматривает чистоту мудрости как цель жизни. Наша мудрость обусловлена умственной деятельностью и покрыта слоем предрассудков. Когда семя попадает в почву, в чем смысл его бытия? Дать всходы, а затем цветок — в этом его свершение. Точно также, озарение является завершением вашего бытия.

Медитация есть путь достижения этого конца. Она не пассивна, она активна. Она расчищает преграды на вашем пути и освобождает от комплексов. Пробуждение Кундалини очищает наш интеллект и таким образом дает возможность засиять чистой мудрости. Шри Матаджи так описывает это состояние: «Кундалини поднимается и орошает головной мозг; все древо жизни целиком пропитывается божественным блаженством и Чистым знанием.» Чистота — это такое могучее качество, что даже быстрого взгляда достаточно, чтобы убить Сатану. Чистота исходит из сердца. Когда сердце становится нечистым, вся грязь растекается по телу. Она обосновывается в сердце. Очиститесь, откройте сердце, подобно тому как оно открыто у ребенка. С какой стати кого-то бояться? С какой стати кому-то не доверять? С какой стати на кого-то сердиться? Говорите со всеми, жмите всем руки, будьте добры ко всем. Если кто-то в затруднении -предложите ему руку. Старайтесь давать от чистого сердца. Если ваше сердце нечистое, оно никогда не сможет отдавать.

«Впечатления от прежних поблажек чувствам остаются, даже когда собственная Суть отвлечена от объектов чувственного восприятия. Впрочем, даже эти впечатления пропадают после озарения.» (II, 59)

Прошлые привязанности, поблажки, удовольствия, страдания, разочарования, расстройства и желания формируют склад ума и являются причиной его побуждений. Иногда во время медитации начинает воспроизводиться запись, и в уме танцуют призраки прошлых впечатлений. Если стать свидетелем этих мыслей, они прекращаются.

Они очищаются; не подавляются, а истощаются посредством наблюдения. Привычка пьянствовать может быть побеждена, благодаря осознанию. Возможно, что десять лет спустя побуждение вернется. Источник дремлет, но может извергнуться в любой момент. Побуждение может быть подавлено, но осадок от него, каким бы неясным или смутным он ни был, остается в мозгу, удаляясь в подсознание.

В момент озарения бессознательное просвещается, поглощая подсознательное (прошлое) и сверхсознательное (будущее). Мгновение — и пространство освещено, вся тьма рассеялась — всякое невежество исчезло. Остается свет, а тени прошлых впечатлений пропадают. Это не борьба. Чтобы уничтожить семена пьянства, нет необходимости разбивать в погребе все бутылки с вином. Все сорняки, таящиеся в темных, укромных уголках ума, вычищаются в свете знания. Тогда даже самое изысканное из вин не вызывает ни малейшей реакции. Все это просто уходит из организма. Озаренный человек способен заниматься любой деятельностью, что может показаться другим привязанностью, но он свободен. Это может показаться потворством своим желаниям, но на самом деле это просто игра. Это настоящее освобождение. Если в медитации прошлые впечатления сдерживаются, посредством занятия ума чем-нибудь еще, то как только ум расслабляется, эти впечатления выпрыгивают, как чертик из коробочки. Искусство преодоления притяжения ума состоит в том, чтобы сфокусировать на нем внимание сквозь линзу свидетеля. Иначе эти впечатления застигают ум врасплох. Скажем, вы находитесь в компании друзей и под их влиянием употребляете алкоголь. Это показывает, что впечатление от прошлого пьянства еще присутствует. Вы можете немного повозражать, но ваша сила воли слаба и позволяет этим отпечаткам прошлого возобладать. Желания из подсознания постоянно стучатся в дверь; когда наступает озарение, даже этот стук прекращается.

Желание измениться может быть искренним, но человек снова и снова отступает, из-за энергии, вложенной ранее в побуждение. Предложена сигарета — и вы моментально соглашаетесь, как будто это магнит. Томление страстью истощает вашу энергию. Чем оно чаще, тем больше теряется энергии; тем большую власть эта страсть завоевывает над вашей волей. Когда привычка пить приобретает энергию, она берет верх над разумом, и человек становится пьяницей; и тогда, несмотря на его желание бросить, он не может. В моменты здравомыслия он пробует множество методов, чтобы бросить; он даже прибегает к лечению — и все-таки терпит неудачу. Продолжительный процесс пьянства концентрирует энергию в привычке, таким образом ослабляя силу воли. В результате человек становится безжизненной жертвой привычек.

Некий мужчина добивался расположения самой красивой женщины более двадцати лет. Наконец, она согласилась выйти за него замуж. Когда они выходили с церемонии венчания, мимо шла привлекательная молодая женщина, и глаза мужчины автоматически устремились к ней. Старые привычки живучи!

Намеренно или ненамеренно человек концентрирует энергию на возбуждении чувств, позволяя им, таким образом, возобладать над собой. Чувства не способны вместить чрезмерный поток энергии и, как следствие, ищут самовыражения в воображении. Воображаемый мир развивается безотносительно к реальности. По мере того, как все больше энергии перетекает в воображение, человек все дальше удаляется от собственной Сути. Он уходит в мир чувств, которого не существует в действительности. Вначале эти фантазии забавны, но постепенно они становятся скучными. Человек еще сильнее напрягает свое воображение, с целью получения большего возбуждения. Чем больше он ищет чувственных удовольствий, тем больше возрастает его аппетит. Сегодня есть цветное телевидение, завтра появится потребность в чем-то большем и так далее. Потребность овладевает человеком, как дьявол. Жадность не имеет предела насыщения. Чем больше имеешь, тем больше хочется. Обманчивые желания питаются обманчивой пищей. Они существуют в воображении, но самого воображения не существует, оно нереально. Следовательно, насыщения быть не может. Хроническое желание становится навязчивой идеей и разрушает нервную систему. В результате, новое поколение неврастеников постоянно обитает в психиатрических лечебницах.

То, что действительно существует, как например жажда, можно удовлетворить. Голод желудка может быть утолен с помощью пищи. Это осуществимо. Но невозможно удовлетворить желания чувств, так как их не существует в действительности. Да, временно их можно успокоить, но они снова начинают заявлять о себе. Это болезнь, от которой нет излечения, потому что нечего лечить — лишь иллюзия, воображение или же умственная деятельность. Это проклятие материализма. Комфорт и удобства, также как и жадность, становятся навязчивой идеей; в кредитной экономике деньги тратятся прежде их получения и снова запускаются в дело, чтобы собрать еще больший урожай. Ни одной точки; никогда не бывает достаточно — еще, еще и еще. Вы обмануты, вы являетесь не самим собой, а призраком, ищущим еще и еще, но чего и для чего, вы даже и не знаете.

Когда ум захвачен вещами, живут вещи, а не Дух. Вещи не могут знать удовлетворения; только собственная Суть может познать его. Внешний мир не является собственной Сутью, поэтому в нем нельзя познать удовлетворения. Чтобы получить этот опыт — познать Действительность — вам нужно постоянно находиться внутри.

Шторм уносит бакен без якоря. Карточный домик разваливается от порыва ветра; так, независимо от вас, независимо от желания искать, ваша обусловленность преграждает путь. Эта обусловленность создает невидимые препятствия между вами и настоящим. Препятствия можно ослабить настолько, что они разрушатся; однако, чтобы сделать это, нужно набраться сил, а это требует времени. На все требуется время. Вы должны быть терпеливы. Где нет терпения — там досада. Спокойное течение реки дробит гору и находит себе дорогу.

Шри Матаджи говорит: «Чтобы укорениться в Духе, человек должен обладать мудростью крошечной клеточки на кончике корня. Как она уклоняется от труднопреодолимых препятствий и огибает их, как с величайшей решимостью и мудростью она проникает к источнику. После реализации человек испытывает жажду, но все равно клюет на приманку чувственных желаний. Нет больше блуждающего взгляда, полного похоти и жадности, глаза излучают лишь невинность, подобно мерцающим искоркам.»

Спешка только возбуждает селезенку и раздражает желудок. То, что вы заложили за последние тридцать лет, не может раствориться в один момент. Это тоже была ваша энергия, та же самая сила, которую вы пытаетесь использовать сейчас; сила столь многих лет. Итак, чтобы привести в порядок свои дела, потребуется время. При условии, что вы приложите надлежащие усилия и будете постоянно применять Дхарму.

Шри Матаджи показывает, как преодолеть обусловленность; для этого нужно «вычеркнуть из памяти прошлое и получить новые, радостные воспоминания.

Если вы начнете постепенно создавать новые воспоминания, то вы станете накапливать мгновения, чтобы дать начало другим мгновениям, которые будут содержать такие воспоминания. Подобно воспоминанию о том, как вы наслаждались вашим великодушием и пытались кому-то помочь. Если бы вы могли регистрировать радостные мгновения, то почувствовали бы, как накапливается новое богатство из этих прекрасных моментов. И все те мгновения, которые приносили вам смущение или страх, или так называемое несчастье и счастье, перестанут существовать и останется чистая радость.»

«Даже если ты был величайшим из грешников, ты преодолеешь море зла, воспользовавшись лодкой мудрости.» (IV, 36)

Медитация нейтрализует прошлые отрицательные впечатления, зарегистрированные в человеческом компьютере. Если вы делаете серьезную попытку для достижения чистоты, то ваше усилие подкрепляется Космической Милостью. Дела начинают идти по-вашему. Если вы искренне просите прощения, то будете прощены. Как огонь сжигает топливо дотла, так и определенные дозы медитации истощают все отрицательные впечатления.

Человеческая психика является результатом впечатлении, регистрировавшихся на протяжении всего существования времени. Медитация высвобождает эти впечатления. По мере того, как проецируется фильм вашей жизни, вы наблюдаете ее перипетии и неурядицы. Наконец, на поверхность выходит чистая мудрость и разгоняет мрачные тучи негативности.

Впрочем, необходимы величайшая бдительность и энергия. Вы пересекаете узкий мостик, и с другой стороны приближается недруг. Если в этот момент вы не будете всецело настороже, то неприятель одержит над вами верх. Тот, кто более бдителен, побеждает другого. Ваша мысль содержит вашу энергию; если вы не даете себе полного отчета в том, что она приближается, то она подавляет вас. Мысль изводит вас, чтобы совершенствовать свои логические умозаключения. Вся ваша бдительность и внимание теряются в погоне за мыслями. Вы видите красивый автомобиль — и сразу приходит мысль завладеть им. Если в этот момент вы не осознаете, что это новая инъекция, тогда она молчаливо регистрируется в подсознании, как желание. Тем не менее, если вы способны перехватить мысль в надлежащий момент, тогда от нее можно отделаться смехом, как от причуды; при этом желание подавляется в зародыше. Врагу нельзя позволять продвигаться дальше ни на шаг. Тотчас же следите за мыслью, таящейся позади восхищения автомобилем, пока она не поймала вас в ловушку. Шри Матаджи говорит: «…вы сражаетесь с собственной тенью. Когда ваша голова (Сахасрара) находится в лучах света, тень исчезает.»

«Прочно утвердившееся, подобно светильнику в безветренном месте, пламя которого не мерцает, таково состояние йога, который знает Божественное в себе.» (VI, 19)

«В этом безмысленном состоянии, которое поддерживается медитацией, собственная суть познает саму себя и наслаждается собой.» (VI, 20)

Когда сознание отдает себе полный отчет в своей сознательности и находит удовольствие в своей сознательности, человек достигает совершенства. Он узнал все, что можно было узнать; он достиг кульминационного момента своих исканий многих жизней. Такой человек видит все, как продолжение одной и той же силы и восхищается всеми ее проявлениями. Однако, это блаженство несравнимо ни с каким физическим ощущением, потому что оно находится за пределами чувственной сферы. Как утверждает Лаодзы:

«Тот, кто говорит об этом — не знает.

Тот, кто знает об этом — не говорит.»

Если вы стали истиной, падения не может произойти. Теперь ничто не в состоянии поколебать вас; аргументы и логика не волнуют вас, потому что вы знаете; вы видели солнце, и даже если тучи закроют его на долгое время, это не повлияет на ваше знание. Нет необходимости смотреть каждый день на небо, чтобы подтверждать присутствие солнца. Это не означает, что вы становитесь ограниченным, или что вы невосприимчивы к другим, но то, что вы узнали все, что можно было узнать и, следовательно, информация других несущественна. Не имеет значения, что люди говорят или не говорят, или какой оборот принимают события, потому что вы знаете действительность. Когда вы достигли совершенства, не остается больше ничего, что можно достичь. Это конец всякого страдания, всякого невежества.

Человек наслаждается добродетелями великодушия и сострадания в свете Духа. Вся жизнь превращается в кипучий океан радости. Остальным может показаться, что озаренный человек заблудший и скучный. Это невежество, от которого можно расплакаться. Кабир говорит: «Видя это, я рыдаю.» «Заблудшие — это невежды, и наша проблема в том, как спасти их»,- говорит Шри Матаджи.

krishna_universal_form


0 комментариев

Комментировать

Войдите, чтобы комментировать.