Глава 11. Удовольствие и печаль

«Удовольствия, рожденные чувствами, являются источником печали. Они имеют начало и конец.» (V, 22)

Ум реагирует на все. Он не может оставаться беспристрастным. Он привязывается к своим симпатиям и отворачивается от своих антипатий. Он пляшет таким образом и все больше и больше втягивается в свои излюбленные поступки, создавая тем самым определенный стиль.

Утром вы просыпаетесь, чувствуя себя на седьмом небе. Когда вы добираетесь до офиса, кто-нибудь делает грубое замечание — и так портит вам весь день. Это показывает, насколько вы восприимчивы ко внешнему воздействию. Любая мелочь может повлиять на ваше настроение на весь остаток дня. С другой стороны, небольшая похвала возносит вас до небес. Вы — реагент для внешних воздействий. Каким бы выдающимся или умным вы ни были, даже незнакомец может заставить вас рыдать или смеяться. Малейшая грубость автобусного кондуктора может вызвать ваш гнев. Мы живем за счет чужих мнений о себе, мы зависим от них. Человек может предугадать реакцию друга, потому что существуют определенные привязанности и предвкушения. Однако, должен присутствовать некий внутренний противовес, могущий выдержать чужие манеры.

Чувства лишь вызывают моментальное раздражение от холода, жара, удовольствия или боли. Первым делом, ум реагирует, затем ему становится знакома эта реакция. В-третьих, когда эта реакция происходит часто и является положительной, ум начинает наслаждаться ею и с нетерпением ждет ее. Многие люди считают, что их основная свобода состоит в том, чтобы выражать чувственное возбуждение и получать от него удовольствие. Они заявляют: «Ну и что». Это одна крайность. Удовольствие — это всего-навсего другая разновидность боли. Это боль, которую вы принимаете и поэтому желаете. Это боль, потому что наличие его приносит вам наслаждение, отсутствие его причиняет вам боль. Такое удовольствие является лишь временным возбуждением чувств. Поняв природу, присущую этим преходящим удовольствиям, некоторые люди, считающие себя мучениками, благодаря осмотрительности достигают состояния, в котором не реагируют. Это другая крайность, которой они убивают свой естественный человеческий потенциал восхождения.

По существу, в мире имеется четыре разновидности страдания: страдание от рождения, старости, болезни и смерти. Существует также утонченное страдание, от того, что не исполняются чьи-либо желания; из-за того, что происходит отделение от чего-то приятного, а также от противоборства с неприятным. Дзэн называет этот феномен МЮ, или пустотой, так как считает, что его не существует. Все удовольствия и страдания являются феноменами, которые возникают вследствие взаимодействий. Они зависят от дополнительных условий для своего существования, и если этот фактор отсутствует, они не могут существовать. Дело в причине и следствии. После самореализации человек живет Кундалини, которая является чистым желанием и которая вне причины. Если вы знаете, как совершить скачок за пределы причины, то и причина отпадает, и следствие исчезает. Но этот скачок единственно возможен после самореализации.

Кажется, удовольствие и боль существуют; например, во сне. Катаясь во сне в Роллс-Ройсе, вы чувствуете себя очень счастливыми, но в действительности этого нет. Сон действительно имел место. Мысли проходили через ум в определенной последовательности, которая была приятной. Однако, такие приятные мысли мимолетны, непостоянны. То, что непостоянно, не является реальностью. Можно строить воздушные замки и наслаждаться ими, воображая себя кем угодно, но через несколько минут это кончается. Это было, но теперь нету — просто еще один сон. Это существует с виду, но неотъемлемо — нет. Пока в это вовлечены чувства, вы испытываете наслаждение или боль феномена, но феномен, будучи феноменом, должен кончиться.

Впрочем, существует более глубокое страдание — страдание души. Рождаясь много раз, душа страдала от тирании эго. Дух представляет собой отражение Бога внутри нас, и его чистым желанием является воссоединение с Богом. Мы все искатели, но находимся на разных уровнях. Некоторые знают, что они ищут, в то время как другие — нет. Истинное искание — это проявление Духа. Зачем заботиться об осколках стекла, обнаружив настоящий алмаз? Его больше не привлекают малозначительные удовольствия, потому что он опьянен блаженством Божественного нектара.

По словам Шри Матаджи Нирмалы Деви: «Человеческое внимание насквозь пропитано тем, что по натуре своей любовь, истина, не имеет начала и конца; воистину Духом. Оно предназначено для понимания этой реальности. Это внимание должно быть озарено светом Духа. То внимание совершенствуется, которое отбрасывая все нереальное, ломает все ведомые и неведомые оковы и становится воистину собственной Сутью.»

«(Сила страсти) преобладает в чувствах, уме и рассудке; скрывая тем самым способность к пониманию, она вводит собственную Суть в заблуждение.» (III, 40)

Если над озером дует ветер, то отражение окрестностей в таком озере представляется искаженным. Но реальность не искажена. Реальность можно увидеть, когда ветер стихает, то есть, когда жизнь наблюдается в свете Духа.

Чувства привлекаются их раздражителями. Язык страстно желает вкусной пищи; в разгар работы мысль о любимом блюде возбуждает вкусовые почки. Ум передает их страсть в компьютер. На интеллект оказывается давление с тем, чтобы найти средства осуществить страстное намерение. Если желание состоит в том, чтобы обладать Роллс-Ройсом, то интеллект должен составить план, как добыть деньги на его покупку. В служении желанию интеллект становится рабом страсти. Свобода бережно хранится в наших конституциях, но свобода не приходит от того, что мы опустили избирательный бюллетень в баллотировочный ящик, когда внутри нас дух томится в заключении. Физическая свобода бесполезна, если дух внутри вас скован страстью.

krishna_18_full


0 комментариев

Комментировать

Войдите, чтобы комментировать.