Глава 18. Знающий и Знание

Господь Кришна: «Тело — это предмет знания (кшетра), а тот, кто знает его, называется знающим предмет (Кшетрагья).» (XIII, 1)

«Послушай объяснение того, что является предметом знания, его природой, видоизменениями, откуда все это происходит; кто этот знающий и каковы его возможности.» (XIII, 3)

«Пять элементов (стихий), понятие «Я», сознание, подсознание, десять органов чувств, разум и пять объектов чувственного восприятия.» (XIII, 5)

«Страсть и ненависть, удовольствие и боль, агрегат*, интеллект и устойчивость; таков, вкратце, предмет, наряду с его видоизменениями.» (XIII, 6) (Прим.пер.: агрегат здесь — организм, как механическое соединение в одно целое разнородных частей).

Наука — это изучение разнообразных сфер природы — попытка узнать секрет всего творения и его разрушения. И человек, и природа являются детьми одной и той же силы, однако человеку неведома его вечная родословная, и он стремится выяснить ее. Все во Вселенной, что пульсирует, происходит из общего лона.

Одно дело — ваш ум, и совсем другое — вы, кому этот ум принадлежит. Ошибочно принимать ум за собственную суть: это все равно что принимать благоухание за розу. Тело — дитя природы. Вопрос в том, «кто я»? Кто наблюдает за мыслями? Кто это?

«Кшетрагья, знающий предмет, знает о вас все. Это магнитная запись всего, что вы проделывали; ваших исканий, ваших беспокойств, ваших ошибок и всякого рода дел, которые вы сделали. И этот «магнитофон» помещен в крестце у основания позвоночника, и называется он Кундалини. Это значит, что вы являетесь законченной проекцией этой Кундалини. Материалом магнитной записи служит Истинное желание. Она ваша мать, и когда она желает, она начинает действовать. Впрочем, активизируется она лишь когда видит авторитет — кого-либо, имеющего способность поднять Ее, любящего также, как она любит вас; только тогда она поднимается, но не обманным путем.» — Шри Матаджи.

Когда центральная нервная система озаряется Кундалини, центральная нервная система получает энергию для контроля парасимпатической нервной системы.

Тогда сознание начинает сознавать собственную сознательность. Тогда бессознательное входит в сознательную область через озаренный интеллект. Знающий и знание сливаются воедино.

Если вы уподобились эго, то что бы вы ни узнали представляет собой незнание (авидья). Когда внимание озаряется знающим, вам становится известна тонкая всепроникающая энергия, которой вы не знали ранее. Шри Матаджи сравнивает Кундалини с газом, а мерцающий огонек с духом. Когда газ соприкасается с этим мерцающим огоньком, он проявляется как свет. Так, непроявленное знание Кундалини становится светом

Кундалини создает предмет знания, в то время как дух является знающим. Она создает все эти вещи и при этом остается непроявленной в качестве остаточной энергии чистого желания. Когда она пробуждена и воспламенена духом, тогда предмет знания, созданный ею, также становится озаренным.

Все сущее является творением Кундалини. Земля, вода, огонь, воздух и эфир представляют собой пять элементов, являющихся его составными частями. Когда тело уничтожается, каждый из них соединяется с соответствующим элементом в атмосфере, тогда как только элемент земли остается видимым в форме пепла. Эти составные части предмета знания могут быть объединены только через посредство света духа. В темноте они распадаются.

Человеческий мозг достиг своего призматического строения после завершения животной стадии развития, когда человек поднял голову. Тогда внимание ушло наружу, благодаря преломлению. Когда внимание подвергается воздействию внешнего мира, пульсация реакции принимается внутри как волна мысли. Начался мыслительный процесс, ведущий к формированию эго. В результате этого процесса эго стало раздуваться в голове и давить на суперэго, которое ранее, у примитивных животных, покрывало всю голову.

Когда эго проталкивает суперэго вплоть до центра головы, начинается развитие эволюции по правой стороне. Поэтому Кундалини должна быть пробуждена, с тем чтобы она смогла раздвинуть оба баллона (эго и суперэго) в разные стороны, чтобы пронизать центральную часть мозга, называемую областью родничковой кости (брахмарандра).**

Когда эго и суперэго покрывают мозг, формируется оболочка и начинает развиваться «Я». Все уходит под оболочку. Если вы упрямы, то это качество подвергается давлению со стороны условностей. Если кто-либо пытается подавлять вас, то, опять же, эго реагирует. Именно так создается постоянная беспорядочная борьба. Что бы ни находилось в человеческом уме, это коллективно выражено снаружи.

Впрочем, проблемы и суперэго возникают не от ума как такового, а от ума противоречивого и эгоистичного. Эго блокирует путь восхождения духа. Задавленный эго, дух не в состоянии выполнять свое естественное назначение, состоящее в обеспечении эволюции и существования. У такого человека остановлен духовный рост и он страдает из-за крайне неуравновешенного характера. Это делает тело уязвимым для негативных воздействий извне и несбалансированного внутреннего развития.

Сфера, привлекающая разум, представляет собой объекты явственного восприятия. Разум перемещается к этим объектам. Эти объекты питают разум и, таким образом, оказывают воздействие на его движения. Поэтому видоизменения разума зависят от внешних объектов. Колебания разума вызываются притяжением и отвращением по отношению к событиям во внешнем мире.

Видоизменениями его являются: удовольствие, боль, противодействия, взаимодействия, эмоции и волнения. Ощущение, которое приятно, становится удовольствием, которое не приятно — болью. Муху безудержно привлекает сладкое. По природе своей комары кусаются; также как и человеческая природа в том, чтобы защититься от них. По-видимому, здесь сталкиваются интересы комара и человека. Человек считает комара вредным, но комар просто выполняет то, что предписано его природой.

Стихии вселенной постоянно находятся в состоянии действия и противодействия. Человеческий микрокосм также подвергается воздействию феномена, подобного действию и противодействию, симпатий и антипатий. Когда вы чего-нибудь хотите, а этого не происходит, возникает волнение. С другой стороны, если это желание исполняется, то познается ощущение удовольствия. И удовольствие, и волнение являются разновидностями человеческой природы. Поэтому, эти разновидности представляют собой две противоположные стороны одной монеты. Одна — эго, а другая — суперэго.

«Узнай от меня, Арджуна, пять движущих сил всякой работы, приведенных в учении Самкхья, при помощи которых совершается вся работа.» (XVIII, 13)

«Место действия, деятель, инструмент, усилие и провидение.» (XVIII, 14)

«Все деяния, будь они праведные или неправедные, в мыслях, действии или речи, являются результатом действия этих пяти движущих сил.» (XVIII, 15)

Деяние не обязательно должно быть физическим, оно может быть также и умственным. Деятельный ум может истощиться, даже когда тело ничем не занимается. Всякое размышление, планирование и фантазирование является деянием ума. Когда нет ума, нет и места действия.

Ученик спросил дзэнского монаха Джушу: «Если в моем уме ничего нет, что мне делать?» Джушу сказал: «Выброси его.» Ученик ответил: «Но если ничего нет, как можно это выбросить?» «Хорошо, — сказал Джушу, — тогда вынашивай его.»

Один врач был известен своим всегдашним спокойствием и собранностью. Однажды ночью был доставлен больной в критическом состоянии, и этот врач, невозмутимо отдав распоряжения, отправился спать. Он проснулся в назначенное время, дал следующую дозу лекарства и после этого снова пошел спать. Однако, когда на следующий день опасно заболел его сын, врач не мог уснуть, несмотря ни на какие усилия.

Когда события происходят самопроизвольно, эго отсутствует, и поэтому поступок не оставляет за собой никакого напряжения. В подобной ситуации усталость, вызванная физической активностью, может исчезнуть за несколько часов отдыха, тогда как на то, чтобы компенсировать утомление загнанного ума, требуется длительный отпуск.

Усилие является эффективным исполнителем всех деяний. Это сила ума. Фактор, определяющий успех или неудачу усилия, называется провидением. К примеру, если перед коллегиальным собеседованием все десять кандидатов одинаково достойны, то фактором, определяющим избрание, является провидение. Это игра коллективной воли и стечения обстоятельств. Множество факторов может повлиять на выбор коллегии. Один участник может быть нерасположен к определенным манерам, и этого будет достаточно, чтобы исключить такого кандидата, не разыскивая других недостатков. Другой поссорился с женой и вообще к нему отрицательное отношение. Или же некий кандидат пропускает собеседование, потому что у его матери случился внезапный сердечный приступ; другой опаздывает на последний автобус; третий по дороге терпит аварию. Так что человек предполагает, а Бог располагает. Для вас накрыт завтрак — врывается друг и поглощает его. Как в старой песне о фонтане — кого фонтан благословит? Этот фактор, находящийся за пределами человеческого контроля, и есть провидение.

0008h5e1


0 комментариев

Комментировать

Войдите, чтобы комментировать.