Глава 20. Природа и Дух

Господь Кришна: «Знай, что Природа (Пракрити) и Дух (Пуруша) оба не имеют начала. Что все преходящие формы и виды воздействия произошли от первобытной Природы (Пракрити).» (XIII, 19)

«Говорится, что Природа является источником, творцом и инструментом (тела). Говорится, что Дух является причиной сознательного переживания удовольствия и боли.» (XIII, 20)

«Тот, кто воистину знает этот Дух (Пуруша) и Природу (Пракрити) с ее изменяющимися видами воздействия, каким бы образом он ни действовал, он не обязан перерождаться.» (XIII, 23)

«Что бы ни родилось, Арджуна, подвижного или неподвижного, знай, что это происходит по причине единения предмета знания и знающего предмет.» (XIII, 26)

«Постигает лишь тот, кто сознает, что все деяния творятся Природой и Духом; тот видит Истину.» (XIII, 29)

«Не имея какого бы то ни было начала и будучи свободным от изменчивых видов воздействия, высший Дух нерушим. Несмотря на то, что он находится в теле, он ни совершает действий, ни портится.» (XIII, 31)

Давая пояснения на предмет Пуруши и Пракрити, Шри Матаджи описывает Пурушу как первозданного Отца — Бога Всемогущего. Сила его желания — это Пракрити, первозданная Мать. Пуруша — очевидец игры Пракрити. Перестановки и сочетания, создаваемые Пракрити, представляют собой энергию Природы, инсценирующую драму творения с тем, чтобы доставить удовольствие единственному свидетелю — Богу Всемогущему. Собственная Суть является отражением Бога Всемогущего — Пуруши. Кундалини является отражением первозданной Матери. Это сила чистого желания (шакти). Каждое существо имеет индивидуальную духовную мать. Являясь матерью, Она дает вам второе рождение самореализацию. Ее качества удачно описаны Лаодзы:

«Существует нечто присущее и естественное, которое было до появления небес и земли.

Неподвижное и неизмеримое, оно одиноко и всегда неизменно.

Оно наполняет собой все и никогда не исчерпывается.

Его можно считать матерью вселенной.

Оно не знает своего названия.

Если бы меня вынудили дать ему имя, я бы назвал его Тао, и я именую его, как Высочайшее.»

Знающий — это собственная Суть; в конечном проявлении — Бог Всемогущий. Непроявленное знание — это Кундалини; в конечном проявлении — первозданная Кундалини, желание Бога. Когда оба они соединяются, тонкая всепроникающая энергия «желания» Бога становится энергией любви (рутембра-прагья). Таково проявление Божественной энергии. Эта энергия проявляет все живое и неживое, подвижное и неподвижное, грубое и тонкое — целую вселенную.

Все модификации представляют собой то, что Дзэн называет феноменом изменения. Нет ничего неподвижного; все приходит, пребывает и уходит. Не бывает ни вечной зимы, ни лета, ни весны. Каждый из них следует своим чередом, когда приходит его время; когда один вид воздействия полностью проявил свою деятельность, за ним следует другой, выявляя особенности своей природы; желание Бога, которое изменяется и проявляет всепроникающую энергию. Природа — это Святой Дух, но Бог Всемогущий просто свидетель.

В природе одно событие является причиной другого, а оно, в свою очередь, вызывает следующее событие. Так приводится в действие цепная реакция. Чтобы семя пустило росток, почва питает его. Росток вырастает в дерево. Его отмирающие листья превращаются в почву. Эта почва, в свою очередь, питает семена. Круговорот причины сознательного переживания производит разнообразные ритмы и биоритмы, находящиеся в гармонии, а иногда в дисгармонии. Этот ритм есть Дух. Тот, кто заворожен от восхищения им, снова и снова в погоне за ним добивается рождения.

Ребенок сосредотачивается на маленькой машинке перед собой. Если через некоторое время машинка начнет медленно двигаться, ребенок автоматически станет следовать за этой машинкой; постепенно, по мере того как это занятие поглощает его, он уподобляется движению и забывает себя. Подобным же образом, когда вы сильно увлечены фильмом, вы начинаете отождествлять себя с его героем и разделяете его стремления и возбуждение.

Под влиянием феномена поражается ваша эмоциональная структура.

Иногда вы рыдаете, можете даже завизжать; вы становитесь марионеткой. Точно также, внимание поражается вымыслами ума, что приводит к познанию удовольствия и боли. Господь вдохнул свою божественность в человека в качестве души, и создал его по образу Своему. Он поместил эту Божественность в сердечный центр человека. Господь Кришна утверждает, что «Бог пребывает в сердце всех существ.» (XVIII, 66)

Дух является безмолвным свидетелем, в котором отражаются все удовольствия и боль, как в зеркале. Его присутствие приносит жизнь и поддерживает существо. Пока проходит неживая стадия эволюционного процесса, «Атаман» не отражается. Впоследствии, он начинает отражаться, вплоть до человеческой стадии, в которой он отражается полностью, но не осознается человеком. По мере прогрессирования эволюционного процесса, «отражатели» становятся лучше.

Центральная нервная система регистрирует сознательное переживание удовольствия и боли более глубоко, но причиной жизненной силы является Дух (Атма). Это познание происходит в свете Духа.

Господь Кришна напоминает человеку, что его истинная суть — это дух. Он — свидетель драмы. Он — зритель видов воздействия, поддерживающих игру, который, однако, не затронут представлением, ибо он находится за пределами всего, что происходит.

Зная отличие своего духа от видов воздействия, он свободен от последствий деятельности. Деяния и их плоды принадлежат видам воздействия.

Если эго полагает, что оно представляет собой собственную Суть, то оно обманывает себя. За сценой находится свидетель, который наблюдает весь спектр; движения ума, его взаимодействия, встречи и расставания мыслей, их переформирование и разрушение. Этот вечный свидетель не принимает на себя никаких заслуг от деятельности или какого бы то ни было атрибута ума. Он просто наблюдает.

Дзэн говорит, что вы Будда, но вы не знаете, что вы Будда. Вы обладаете природой Будды, и пока вы не узнаете вашу собственную природу, вы не сможете узнать, что вы Будда. Знание вашей природы откроет вам ваш дух. Узнать природу Будды нелегко. Ум обманывает себя. У него миллионы цветов и он сменяет их так быстро, что самым трудным представляется распознать его настоящий цвет, если вообще таковой есть.

Всякий раз, когда вы садитесь с закрытыми глазами чтобы медитировать, что-нибудь неожиданно возникает; прежде чем спадет одна волна, поднимается другая. Фильм движется с такой ультразвуковой скоростью, что приходится быть сверх-осознающим, чтобы быть в состоянии совладать с ним. Если есть осознание, то есть возможность исследовать его природу и изучить тенденции, а также определить местонахождение желаний людей принимать пищу, производить потомство, защищать и т.д. То, что унаследовано в виде генов, приобретено из окружающей среды и представляет собой обусловленность, а также то, что перенесено из предыдущих жизней и меру глубины их корней.

Когда мы знаем кто мы и что мы, жизнь не приносит печалей. Пусть природа прокладывает себе дорогу. Мы не в ответе за ее действия, а просто свидетели ее течения. Достигнет ли она цели или же потерпит неудачу — не наша забота. Если семя стремится к жизни — не мешайте ему; если дерево дает плод — примите его. Тело находится в действии, но Дух ничего не делает; ни действует, ни противодействует; он не затронут видоизменениями природы.

Пуруша — это Бог Всемогущий. Пракрити — это Его энергия желания и любви. Она (Первозданная Мать, Святой Дух) проявляется, чтобы доставить Ему удовольствие; она творит, развивает всю игру космоса, чтобы удовлетворить единственного зрителя — Пурушу. Он единственный, кто получает удовольствие от этой игры. Игра эта имеет место, пока Он присутствует как зритель. Если Он обнаруживает, что существа Ее творения беспокоят Ее или обманывают без меры, то он не прощает и отвлекает свое внимание. Так происходит разрушение. До тех пор, пока Он пребывает в существе, оно живет; как только Он покидает его, это существо умирает.

baby_krishna_wb39


0 комментариев

Комментировать

Войдите, чтобы комментировать.