Глава 21. Милость Господа

Господь Кришна: «Твой отказ сражаться является результатом заблуждения, порожденного эго. Подобное намерение тщетно. Твоя природа заставит тебя.» (XVIII, 59)

Господь Кришна обращает внимание на то, что эго считает, что оно что-то делает, но в действительности вся работа выполняется Господом. Ранее Он разъяснял Арджуне, что враги должны считаться погибшими, что в любом случае они были бы убиты.

Тем не менее, Арджуна введен в заблуждение своим эго, что он будет убивать и таким образом навлечет на себя грех. Такое решение порождено его невежеством высшего порядка. Это битва за Дхарму. Сражаясь, он поддержал бы дело Дхармы. С другой стороны, его отказ сражаться мог бы провалить дело Дхармы. Он просто инструмент Дхармы. Его положение можно сравнить с тем, в котором находится перо в руке писателя, которое думает, что оно пишет, если оно введено в заблуждение эго.

Арджуна урожденный воин. У него нет выбора, его собственная природа вынуждает его сражаться. Присущие нам свойства заставляют нас делать определенные дела. Если мы не выполняем их, они остаются внутри в виде волнующего желания, которое постоянно ищет возможности проявить себя. Эти присущие свойства находят средства выразить себя. Их магнитная сила притягивает необходимую ситуацию. Это неизбежно. Музыкант не может сдержать своего стремления исполнять мелодичные пьесы; детей их природа вынуждает играть. Если вы взаимодействуете с вашей природой, то она помогает развитию.

«Отдай Ему все свое существо и достигни по Его милости Предельного покоя.» (XVIII, 62)

Что, собственно, вы отдаете? Кто хочет, чтобы вы отдавали? Вы только отделяете ваше эго, чтобы освободить ваш дух. Тогда вы становитесь духом. «Что значит отдать себя? — это пустяк. Потому что когда вы беспристрастны, вы отдаете себя автоматически. Когда вы держитесь за остальные вещи — вы не отданы, вот и все.» — Шри Матаджи.

Несмотря на это, отказ от себя должен быть искренним. История о Драупади, жене Арджуны, и его братьях показывает меру искренности, когда она была проиграна в кости, победители попытались раздеть ее. Она схватилась одной рукой за свою одежду, а другую протянула к небесам, взывая о спасении к Господу Кришне. Господь Кришна в тот момент играл в шахматы со своей супругой и сделал вид, что не обращает внимания на ее призывы, потому что у нее все еще имелось эгоистическое убеждение, что она может спастись, вцепившись в одежду зубами. Однако, когда она полностью сдалась, протянув обе руки к небу, Господь Кришна освободил ее. Поэт Тулсидас описал ее спасение Господом Кришной следующим образом: «Сильнейший грохот сотрясал столицу. Господь Кришна, восседающий на Гаруде, вооруженный булавой и диском, пришел ей на помощь и начался такой шум…»

Когда вас не существует, есть только Он: тогда, что бы Он ни сказал — вы следуете этому. В полном смирении не существует более «Вас». Что бы ни случилось, случается по Его воле. На все есть воля Господа, ваш успех или неудача — это также Его воля.

Когда дух возвышается, он связывает интеллект с коллективным сознанием. Интеллект, который раньше был орудием эго, теперь присоединяется к коллективному сознанию. Поскольку он больше не служит эго, интеллект также перестает действовать в качестве судьи добра и зла с индивидуальной точки зрения. Наоборот, он становится абсолютным каналом Божественной воли — он лишен двойственности.

Когда индивидуальный интеллект подключается к источнику коллективного интеллекта, и индивид отрекается от плодов своей деятельности, он становится коллективным. Сам индивид и его Карма растворяются в коллективе; не остается причины его собственной Кармы, а, следовательно, нет и остаточного момента инерции для цикла рождения и смерти. На такой стадии результат рождения и смерти также перестает существовать.

Продолжайте выполнять работу, выпавшую на вашу долю, по мере сил и способностей. Остальное предоставьте Ему. Если чему- либо суждено произойти, то это произойдет, или же наоборот. В этом случае нет ни разочарования, ни муки. Однако, существует опасность стать фаталистом. Осознание сглаживает этот дефект. Инструмент тела должен содержаться в полном порядке и поэтому требуется прикладывать усилие для его содержания. Если вы предоставите событиям возможность происходить, будете взаимодействовать с духом и делать свое дело, то эти события произойдут наилучшим образом для всех, имеющих отношение к ним. Но если вы идете против их закона, то возникают проблемы.

Если относить формирование событий за счет этого источника, не будет причин для разочарования и волнения. Если что-то должно произойти, то это произойдет, а если нет, значит еще не наступил благоприятный момент. Тогда как если вы думаете, что вы делаете все, или что вы необходимы, то разбухает эго, и в результате наступает разочарование. Чем грандиознее эго, тем грандиознее падение. Наиболее высокомерные деревья больше всего боятся грозы. Но если вы никогда не набираете той высоты эго, то нет и падения.

Новичок сопротивляется переменам, в то время как провидец принимает их в качестве образа жизни. Такое принятие отражает его состояние внутреннего покоя, на который не оказывает влияния все то, что приходит и уходит. Впрочем, он благодарен за любые проявления благосклонности, которые предоставляет ему случай. Ибо он находится в вечном присутствии, здесь и сейчас, не затронутый везением или невезением. Понимая неизбежность естественного порядка вещей, представляющего собой подъем и спад волны, он остается безмолвным свидетелем.

«Из сострадания, являющегося результатом его природы, Господь рассеивает тьму, порожденную невежеством, горящим факелом мудрости.» (X, 11)

Сострадание является природой, присущей реализованным. Сострадание как цветок, который не может воспрепятствовать распространению своего благоухания. Нельзя стараться быть сострадательным, ибо это не процесс действия. Можно быть добрым, щедрым, деликатным — все это предполагает усилие, но сострадание спонтанно. По доброте или глупости человек может давать. При этом есть дающий и получающий. В сострадании никто не получает и не дает, это просто происходит. Это течение жизни, которая любит себя и течет по своему руслу. Нет отдачи, нет получения.

Будда возвел сострадание на высочайший пьедестал. Бодхи-Саттва не стремится к каким-либо дальнейшим заслугам или же каким-либо еще достижениям. Быть сострадательным — это натура. Это не то, чему можно воспрепятствовать или способствовать. Именно из сострадания Господь Кришна зажигает светоч знания и рассеивает тьму, порожденную невежеством. К Христу прикоснулась женщина, и он ощутил, как передалась энергия сострадания. Когда мы являемся неотъемлемой частью целого, одна часть помогает другой.

«Веды представляют собой изучение трех видов воздействия природы. Поднимись за пределы этих трех гун и всякой двойственности. Прочно закрепись в чистоте и собственной сути; не стремись к приобретению и благосостоянию (йогакшема). Владей Духом.» (II, 45)

По словам Господа Кришны Веды — это лишь изучение деятельности трех аспектов (гун) природы. Однако, изучая что-либо, вы не становитесь знающим (Вид). Так думают некоторые люди. Они думают, что читая и проповедуя Гиту, они становятся мудрецом Вьясой (автором Гиты). Таким самоуверенным людям недостает качеств мудреца Вьясы, который был реализованным человеком. Их легко выявить по вспыльчивости, эго, суровости, холодности манере поведения. Они говорят, как радио, но не усваивают ни одного из тех качеств, которые проповедует Гита.

В свете Гиты нужно сначала честно изучить себя, прежде чем проповедовать другим, иначе сообщение не будет принято и даже может произвести обратный эффект.

Господь Кришна подчеркивал, что должна сохраняться чистота исканий. К ним не должен примешиваться материализм или какой- нибудь другой приоритет. Искатель не должен стремиться к благосостоянию (кшема).

Господь Кришна обращает внимание на чистоту собственной сути и беспристрастие к приобретению или хранению. Или вы заняты тем, что пытаетесь добыть вещи, или озабочены их потерей. Станьте свободными от обоих побуждений, рожденных инстинктом выживания. Живите свободно, чтобы вас не преследовало побуждение накоплять. Желание копить всегда возникает от неуверенности или жадности; это характерная черта ищущих убежища. Но вы больше не беженец, поэтому отбросьте комплекс неуверенности и связанные с ним тени, которые окутывают ум. Принимайте вещи по мере их прихода, не беспокоясь. Неуверенность возникает из-за невежества, как это бывает у ребенка, боящегося темноты. Это навязчивая идея. Она продолжает существовать, несмотря на количество накопленного, каким бы оно ни было; однако, можно чувствовать себя уверенно, даже не имея собственности. Не имеет значения, чем вы владеете; дело в отношении. Господь Кришна не говорит, что надо выбросить все ваше имущество. Можно жить и с приобретениями и, в то же время, быть беспристрастными к ним. Он сам жил в непомерной роскоши и изобилии, по традиции могущественного короля. Но Он был совершенно отрешен от своего королевского владения. В одно мгновение, заняв позицию вражеского колесничего, Он отказался от всей Своей армии, чтобы воевать против нее.

Его сообщение и в самом деле гораздо утонченнее, чем урок в воскресной школе на тему, что нужно и не нужно делать. Его весть не адресована народным массам. Она напрямую адресована глубокому искателю истины, ученому и воину большого калибра. Таким образом, читатель должен усвоить некоторые качества принца Арджуны, чтобы извлечь пользу из Его сообщения. В большей степени, чем ученым, читатель должен быть чувствительным искателем, чтобы услышать, что Господь Кришна говорит и что Он не говорит между строк.

Природа спонтанно прокладывает себе дорогу в будущее — белки запасают орехи на зиму, а деревья зимой сохраняют энергию. Когда время года меняется, природа прощается со своими запасами -деревья сбрасывают листья. Люди должны учиться искусству поддержания равновесия; когда запасать, а когда распространять и распределять, с умом, беспристрастным к приобретению и хранению.

«Я беру на себя заботу о благосостоянии тех, кто поклоняется мне в здравом уме, кто всегда проявляет упорство. Я умножаю то, что они имеют, и даю им то, чего они не имеют (йогакшема)». (IX, 22)

Стоит искателю достичь божественной связи, как все Божественные благословения осыпают его. Тогда Божественное заботится о его благосостоянии (кшема). Не то чтобы искатель желает благосостояния, но это происходит автоматически. Например, когда рождается ребенок, мать естественным образом начинает вырабатывать для своего ребенка молоко. Она не планирует это на умственном уровне, просто сама природа отрабатывает это. Подобным образом, сила коллективного сознания заботится о своих каналах, как только они подключаются к ней.

Интересно заметить, что Господь Кришна на первое место ставит союз (йогу), а потом благосостояние (кшему). Тот, кто укрепился в практике йоги, получает благословения Господа, которые Он и обеспечивает. Это ясно показывает, что сначала нужно получить реализацию. Благосостояние следует спонтанно. Господь Кришна предупреждает, что вы получите благосостояние, или Кшему, после единения в йоге. Не прежде.

Шри Матаджи объясняет: «Кшема — это благосостояние. Когда йога стабилизировалась, следует Кшема. Кшема дает вам возможность получить свободное время для медитации; вам не приходится слишком беспокоиться. Однако, когда наступает кшема, нельзя попадать в тот же замкнутый круг жадности, желая еще и еще денег, желая лучшую одежду, лучший дом и т.п. Так как этому нет конца, вы должны подвести черту. Это не значит, что нужно всю жизнь носить одно платье, но что таким вещам не нужно уделять слишком много внимания. Вы не должны ни отрекаться от чего-либо, ни увлекаться чем-либо. Через кшему вы получаете благосостояние физическое, умственное, эмоциональное, материальное, духовное, социальное — всякое. Спонтанно. Вам не нужно желать или просить этого.»

Многие люди удивляются, почему Индия, которая является Йога Бхуми (духовной землей), страдает от бедности и лишений. Индия — это не индусы. Они не ищут йоги, они ищут только благосостояния (кшема), посредством применения западных методов. Это приведет их в то же гибельное и ужасающее состояние, что и на Западе. Если индусы массово прибегнут к духовной йоге, то, благодаря Божественным благословениям, за этим последует и их благосостояние.

73glava0


0 комментариев

Комментировать

Войдите, чтобы комментировать.