Глава 2. Свобода выбора

Если спросить просветлённую душу: «Что бы вы хотели приобрести для себя лично?», то он начнёт думать: «В чём бы таком я мог нуждаться?». Он уже всё имеет. С другой стороны, он подумает: «Если я действительно пойду в магазин, то я должен купить что-то, чем смогу выразить свою любовь к другим людям». Просветлённая душа купит нечто лишь в том случае, если эта вещь имеет духовную ценность, поскольку существуют определённые очень красивые вещи, созданные людьми, которые излучают божественные прохладные вибрации, давая возможность человеку расслабиться. Или же, он мог бы поддержать какого-то художника, или бедного человека, который старается обеспечить свою жизнь, создавая художественные произведения. Итак, он делает свою покупку не по принципу «мне это нравится», а по принципу «это нравится моему духу».

Делая приобретения от желаний типа «мне это нравится», вам достаётся ничто иное, как большая груда хлама или масса случайных предметов. Беспорядочное накопление такого хлама заставляет вас расстраиваться и сердиться на самого себя за то, что вы напрасно потратили так много денег на ненужные вам вещи и теперь должны ещё понести расходы, чтобы эти вещи забрали у вас и выбросили на мусорную свалку. Инстинкт стяжательства у людей распространяется на приобретение вещей, но когда начинает проявляться закон полярности в вопросе выбора, то те же вещи, на которые были потрачены все деньги и силы, начинают преследовать самого человека. Он не знает, что с ними делать. Посмотрев теперь на них по-другому, владелец начинает думать так: «Мне это было не нужно, и не знаю, как я мог накупить весь этот хлам». И вы даже не знаете, кому это отдать, так как никому другому это также не нужно, ибо все эти вещи уже вышли из моды.

Дело в том, что вместе со свободой выбора человеку приходит мысль о модных вещах, а намерение обладать модными вещами дозволяет ему пренебрегать и подавлять свободу других людей. Например, придя к кому-то в дом и выпив чашку хорошего чая или иного напитка, и будучи в приятной обстановке, можно высказать такое мнение: «О, мне не нравится этот ковёр», или «я не понимаю, что вы находите в этой картине», или же «мне совсем не нравятся ваши шторы», или «мне не нравятся эти часы», «не выношу такое расположение цветов», «терпеть не могу ваши обои», и т.д. и т.п.

Сейчас, конечно, очень модно открыто выражать своё мнение в такой заносчивой манере, задевающей вкусы других людей. Но, тем не менее, если мы следуем традиционным ценностям в жизни, такое поведение человека можно расценить как весьма агрессивное и неучтивое. Мало того, что он навязывает хозяину своё мнение, так он ещё позволяет себе отпускать насмешливые замечания в отношении того, кто приобрёл эти вещи, повергая его в полное смущение.

Пока обидчик развлекается таким унизительным образом, он должен просто спросить себя: «Кто я такой, чтобы говорить такие вещи, оскорбляющие другого человека?». Если бы кто-то сказал то же самое тебе, как бы ты себя чувствовал? Вопрос тут в том, что, будучи современным западным жителем, человек не в состоянии оценить что-то, не усладив собственное эго. Так что всякое действие такого рода, которое настолько высокомерно и причиняет такую боль другим людям, даёт ему самому очень большую силу эгоизма, при этом он бесконечно наслаждается собственным эго. Прелесть эго состоит в том, что обладающий им человек никогда сам его не чувствует. Он лишь наслаждается своим собственным высокомерием и своей способностью обижать других. А его эго продолжает расти, пока не станет достаточно большим шаром, парящим в воздухе, будучи оторванным от всех основ реальности; и, наконец, этот шар внезапно лопается. И только тогда такой верхогляд, подобно сказочному толстяку-коротышке Шалтаю-Болтаю, признаёт, что он действительно совершил «очень большое падение», разбившись вдребезги. Сопряжённая с приобретением вещей проблема эго заключается в том, что человек должен иметь всё больше и больше возможностей выбора, чтобы Господин Эго мог демонстрировать, какой умной, уникальной личностью он является.

Положение вещей осложняется тем, что каждый желает иметь индивидуальные, уникальные вкусы. Если вы едете в американском автомобиле, прежде всего вам следует выяснить, как открывается дверь. Конструкции замков и ручек в американских машинах настолько разнообразны, что вы никак не можете разобраться в них без специальной тренировки. В случае дорожного происшествия, как бы вы ни старались, вам не выбраться из машины без помощи найденного в живых её владельца. То же самое справедливо в отношении туалетов в Америке. Лучше заранее поинтересоваться, как они действуют, прежде чем входить в них, так как каждый туалет имеет свои особенности, и иной раз, невинно войдя через дверь, вы можете упасть прямо в плавательный бассейн. Или же вы можете оказаться посредине взрыва, наподобие водяной феерии, если вместо освещения случайно включите душ.

У французов — свой весьма своеобразный способ выражения собственной индивидуальности, так как их сточная система часто срабатывает в обратном направлении и поэтому довольно опасно точно выяснять, как пользоваться французскими туалетами, даже если говорят, что они большие специалисты в области туалетной культуры. Когда же французы работают в другой стране, например, в Индии, они могут установить настолько сложное и специфичное оборудование, что жители ни одной из развивающихся стран не в состоянии правильно его эксплуатировать. Например, французы установили в Индии телефонные станции, но работают они так, что только французы знают, как их эксплуатировать! Жилые дома, к примеру, должны быть разными, однако, по своим функциям они должны относиться к какому-то стандартному проекту. Особенно это касается сантехнического оборудования для туалетных и ванных комнат, которое, как я полагаю, должно быть очень простым в обращении, если вы планируете принимать гостей. Также вы должны учитывать интересы тех людей, которые покупают ваш дом. Я хотела купить один дом в Англии, в котором было пять спален и одна большая ванная комната. Владелец дома сказал: «Если вы подыскиваете дом на четыре-пять персон, они могут очень легко совместно пользоваться такой ванной». Однажды мне пришлось посетить старый дом эпохи короля Георга, построенный в стиле английского неоклассика Адама. Я спросила: «А где же здесь ванные комнаты и туалеты?». Мне ответили: «В те дни люди пользовались окнами». До сих пор не поняла, каким образом. Люди, проживающие в одном доме всю жизнь, безусловно, могут обойтись какой-то своей странной системой, но вряд ли она устроит гостей или людей, которым приходится всё время путешествовать.

Конечно, можно иметь разнообразие в одежде, но лишь одежда ручной работы в состоянии принести настоящее разно-образие. В западных странах, как только начинается мода, у всех будет борода и усы, и все будут носить одежду одинакового стиля. По классовому различию некоторые могут носить только одежду от Севиль Роу или от Пьера Кардена, тогда как другие будут носить одежду от каких-то иных магазинов с дорогими ультрамодными ярлыками. Я видела многих людей, которые пришивали ярлыки дизайнеров дорогостоящей одежды на свои платья. Проблема здесь в том, что при таком массовом количестве одинаково выглядящих людей даже трудно опознать кого-то, кто вовлечён в совершение преступления. Все они выглядят абсолютно похожими друг на друга, будучи краснолицыми или очень бледными. На это ушли целые горы разнообразной одежды, а многочисленные метры тканей и масса изобретательности были истрачены, чтобы показать, как люди могут стать абсолютно идентичными благодаря высочайшему портновскому мастерству.

В довершение всего у них теперь создана одинаковая для обоих полов одежда, так что становится очень трудно отличить мужчину от женщины. Кто-то может спросить: «Ну и что? Что же в том плохого?». Да, это плохо, и прежде всего потому, что это не даёт естественного и приятного для глаза разнообразия; во-вторых, не отличает людей друг от друга, что жизненно необходимо; и в-третьих, это может вызвать ужасные недоразумения и путаницу, если мужчина выглядит как женщина. Возможно, что первоначально идея о гомосексуализме возникла по случайности, когда какой-то мужчина был ошибочно принят за женщину другим мужчиной, как в кинокомедии «Тётушка Чарлея». На этот счёт есть такая шутка: ожидая в аэропорту один джентльмен видит девушку, которая выглядит как парень. Чтобы удостовериться, он спросил у рядом стоящего человека: «Как вы думаете, это девушка или парень?». Человек ответил: «Это моя дочь». Почувствовав смущение, наш джентльмен сказал: «Простите, я не знал, что вы её отец», и услышал в ответ: «Вообще-то я её мать».

Вот так в наше время мы приходим к путанице в вещах. Налицо полная неразбериха в ролях, и люди уже не уверены в том, что значит быть мужчиной или быть женщиной. Бог создал два пола по серьёзной причине, и эти два пола, как я чувствую, аналогичны двум колёсам в колеснице. Конечно, между ними существует определённое пространство или расстояние, и хотя они равные и подобные, они всё же не идентичные. Одно колесо находится на левой стороне колесницы, а другое – на правой её стороне. Если вы попытаетесь переставить левое колесо на правую сторону колесницы, а правое колесо — на левую сторону, то колесница не будет работать надлежащим образом. Помимо того, если вы сделаете одно из этих колёс меньше или менее существенным, чем другое, это не даст возможности колеснице двигаться прямолинейно, и она будет ездить только по кругу. Итак, дифференциация полов или (как теперь говорят) родовых ролей являет собой часть великого разнообразия, которое было создано Богом. Каждый листочек отличается от любого другого листочка в целом мире. Господь создал эти мельчайшие различия для того, чтобы показать красоту разнообразия, тогда как со своей свободой выбора и абсурдной рациональностью мы пытаемся заставить всех людей выглядеть одинаково, иметь одинаковую походку, разговаривать одинаково – независимо от пола, культуры и возраста – и в результате от охваченной полковым поведением массы людей вас одолевает неимоверная скука и тоска.

Например, сейчас в Индии женщины увлекаются западной одеждой. Вместо своих традиционных сари они носят брюки, сделанные модными портными. Эти сари – каждое из которых представляет собой индивидуальное произведение искусства величественной красоты – сделаны в деревнях простыми сельчанами, которые свободны от сельскохозяйственных работ в течение пяти-шести месяцев в году. Таким способом они могут пополнить свой доход от занятия сельским хозяйством и уравновесить свою жизнь двумя разными видами работы. Стоит лишь посмотреть, как они трудятся, чтобы удостовериться, что их ткацкое мастерство выше всяческого понимания. Такие изделия невозможно воспроизвести ни в одной западной стране. Ничего даже близкого к ним. В так называемых развитых странах люди, пресытившись искусственной продукцией, высоко ценят эти изделия ручной работы, а современные индийцы, будучи подражателями, к сожалению, не в состоянии по достоинству их оценить, потому что у них нет проницательности, чтобы увидеть основу этой красоты: изделия созданы руками обыкновенных простых крестьян, сама жизнь которых зависит от собственного мастерства и умения, в результате они вкладывают все свои лучшие навыки и внимание в это творчество.

Эти сделанные вручную деревенскими жителями вещи являют собой отражение их наслаждения жизнью. Если мы знаем, как ценить их глубокое чувство гармонии и радости, то мы поймём, насколько они богаты в своих простых жизнях. Эти простодушные художники чувствуют, что какую бы красоту Господь не создал вокруг них, она питает их умы, и мир природы – цветы, листва и цвета, окружающие их, – переходят на ткань, которая, будет укрывать милых женщин, приумножая их красоту. Они знают, что тело создано Богом, и что его красота должна быть прикрыта и подчеркнута красотой человеческого творения. Удивительно, как поэтично эти простые люди описывают свою работу, когда говорят о ней. Но эти вещи также имеют и практическое, функциональное значение. Качество красивой рукодельной одежды намного лучше, и в результате она носится дольше, не теряя привлекательного внешнего вида. К тому же текстура такой одежды очень благоприятна для человеческого тела. Например, гораздо более комфортно как зимой, так и летом носить одежду из хлопка и шёлка, а не из искусственных тканей – полиэфирных волокон и штапельной вискозы, которые пристают к телу, создавая неприятное ощущение чего-то липкого и горячего.

Предметы одежды, сделанные вручную из натуральных материалов, легко содержать в хорошем состоянии при минимальных затратах. Здесь нет надобности часто покупать замену, так как они изнашиваются и рвутся лишь очень нескоро. И действительно, если вы носите сари, вам не надо тратить деньги на портного. Это простой отрез материи, который можно весьма быстро приладить, получив очень красивое и элегантное платье, и который можно с таким же успехом использовать для различных других целей. Когда устареет, его можно отдать девочкам в качестве наряда для танцев. Индия – страна, где целомудрие считается женской силой (шакти). Женщины используют сари для купания в реке, или, принимая воздушные ванны, при этом сари закрывает их тело полностью, как полотенце. Сари годится для укрывания мебели или подвешивания в качестве гобелена и разделяющего комнату занавеса. В Индии сари используют для создания прохладных навесов на улице, в качестве защиты от солнца. Итак, будучи изготовленной руками человека и обладая одновременно и красотой и практичностью, эта ткань имеет такие свойства, что мы можем сказать: в ней есть нечто божественное. К сожалению, люди, живущие в тех самых странах, где изготовляются сари ручной работы, насытившись идеями от западных предпринимателей через средства массовой информации, начинают думать, что нейлоновые сари массового машинного производства лучше, так как их можно приобрести десять штук вместо великолепных двух шёлковых или четырёх хлопчатобумажных рукодельных изделий. Таким образом, даже развивающиеся страны, наподобие Индии, к несчастью, начинают заражаться деструктивной идеей, что предпочтительнее иметь много вещей, не обладающих ценностью, чем иметь немного истинно ценных вещей благородной красоты. И если, прильнув к маркам изделий массового производства, мы легкомысленно откажемся от вещей ручной работы, невозместимой потерей станет вымирание тех деревенских художников, которые создают эти чудесные сари, и их творчество исчезнет навсегда.

В эпоху модернизма мы создали статические формы, определяемые прямыми линиями и резкими контрастами в проектах наших домов и в разработке фасонов нашей одежды, назвав их «простыми», «незатейливыми» или «открытыми». На самом же деле, все эти творения настолько однообразны и скучны, настолько пусты и противны, что, пожив в таких домах, люди приобретают расстройство психики или попадают в сумасшедший дом. А если не попадают, то просто увядают, впадая в уныние и становясь посредственностью от того, что носят эти «модные» одежды, в которых и смотреть-то не на что, разве что на ярлык, носимый теперь снаружи, чтобы похвастаться их дороговизной.

По разнообразию материалов, из которых можно создавать украшения и предметы ручной работы, с человеком не в состоянии соперничать ни одна машина. Масса различных материалов годится для поделок, например, — стекло, глина, сандаловое дерево, слоновая кость, раковины, кокосовые орехи, дерево, шерсть, хлопок, латунь, серебро, золото. Кроме того, здесь налицо благоприятный побочный результат: польза для экологии. Благодаря тому, что вещи сделаны вручную, они не так много потребляют от Матери-Земли. Индивидуальный человеческий труд вносит естественное ограничение — сокращение слишком большого расхода сырья и рабочей силы. К тому же, руки ремесленника не создают вредного дыма, который служит причиной образования дыр в озоновом слое вокруг Земли — этом важнейшем объекте сохранения энергии и защиты нашей жизни. Единственным препятствием во всём этом является то, что, в конечном счёте, у людей будет слишком много великолепных вещей. Но это так здорово, если вы можете присматривать за всеми этими вещами, найдя им надлежащее место в своём доме, чтобы украсить и сделать гармоничной свою собственную жизнь и жизнь всех тех людей, кто приходит навестить вас. И даже если случилось, что вы купили какую-то вещь ручной работы, которой никак не можете найти применение, вы можете отдать её кому-то ещё, кто её будет ценить и наслаждаться вашим подарком гораздо больше, чем каким-то предметом массового производства, сделанным из пластмассы, поскольку та вещь настолько солидная, натурально-индивидуальная, уникальная и сама по себе красивая.

В наши дни современная архитектура всё чаще оказывается под огнём критики, в частности из-за того, что архитекторы не считаются с реальными нуждами людей, желающих жить в окружении линий, которые, плавно меняясь и двигаясь, воссоздают великолепные формы, а не чувствовать себя пленниками, сурово отлучёнными от реального мира природы жёсткими линиями современных зданий. Если познакомиться с рынком жилых домов, то становится очевидным, что люди любят приобретать дома, построенные давно и с большей заботой о создании красивых форм, повторяющих природу. При этом сохраняется каждый дюйм и каждая архитектурная деталь традиционных строений, и даже в самом обветшалом состоянии они остаются в большом спросе и уходят по самым высоким ценам.

К примеру, случилось, что я со своей семьёй приехала в один замечательный европейский город, известный своей богатой историей. Нас поселили в красивый отель, проживание в котором стоило очень дорого. Нас с гордостью известили, что этот отель открылся примерно в 1760 году. Но вот беда – из-за серьёзных неустройств нам пришлось съехать, не прожив в нём и пары дней. Как только мы открыли предоставленный номер, дверная ручка отвалилась, оставшись в руке. Мы очень растерялись, подумав, что нам придётся заплатить за установку новой ручки. Но к нам поднялся сотрудник отеля и сказал: «Не беспокойтесь, её можно легко поставить обратно на место», как если бы здесь каждая ручка, петля и гвоздь выпадали и ставились снова тысячу раз. Всё это место выглядело как музей антикварных предметов безо всякой реальной пользы, тем не менее, его успешно эксплуатировали как очень дорогой отель. А после драмы с дверной ручкой мы пытались повернуть кран в ванной. Он также отпал, оставшись в руке, и ванная наполнилась водой. Возможно, это происходило с каждым отдельным постояльцем, когда-либо пребывавшем здесь, но хозяева ничего не меняют, а гости продолжают повторно заезжать в этот отель, потому что люди согласны платить большие деньги за место, пусть даже очень неудобное или с потёртой мебелью, или с выцветшими украшениями, но такое, где они просто находят больше мира и спокойствия.

Вряд ли найдётся желающий жить в музее, но если бы архитекторы позаимствовали хотя бы некоторые из достоинств традиционной архитектуры и воспользовались ими для создания современных, но гармоничных и естественных домов, они не только заработали бы себе на жизнь, но и несомненно дали бы гораздо больше владельцам, которые смогли бы легко наслаждаться современными удобствами, а также разнообразием и красотой традиционного жилища. Известно, что пребывание на корабле людям очень надоедает из-за того, что всё отделано материалом одного цвета и текстуры. Повсюду одинаковые занавески, и даже пища в основном одна и та же каждый день. Всё это однообразие очень быстро утомляет несчастных пассажиров. Конечно, раз уж вы сели на корабль, то ничего не поделаешь с этими проблемами, поскольку там нет возможности их разрешения. Но почему мы, находясь на материке, на твёрдой земле, на нашей надёжной и полной покоя Матушке-Земле, должны мириться с такой же скукой жизни в домах, которые производятся массовым способом по образу, не позволяющему нам как следует отдыхать и наслаждаться своей жизнью?

Итак, с одной стороны, мы чувствуем, что свободны делать свой собственный выбор: выбор между печёными бобами с гренками и рыбой с картофелем, либо выбор между пиццей и макаронами. Конечно, это может быть выбор между различными видами печенья или шоколада. Теперь мы должны спросить себя, намного ли ухудшилось бы качество нашей жизни, если бы мы всегда брали «блюдо дня» и наслаждались разнообразием печенья, которое случайно там оказалось. Но, с другой стороны, когда дело касается основополагающих вещей, настолько важных в нашей жизни, как, например, дома, в которых мы живём, одежда, которую мы носим на себе, города, которые мы планируем, мы быстро осознаём, что именно все эти вещи должны быть разнообразными.

Возьмите кого-нибудь, кто постоянно путешествует. Он может быть в Сан-Хосе, штат Калифорния, США, а завтра просыпается где-то в Европе. Выглядывая в окно или прогуливаясь по улице, он не может сразу сказать, где он находится, в Сан-Хосе или в Европе, потому что оба места в точности похожи друг на друга и где бы он ни был, прежде всего, он должен навести справки, в каком из мест он находится в данный момент. Возможно, спустя некоторое время, благодаря стандартизации, экономящей труд архитекторов и проектировщиков, мы придем к тому, что все города мира будут выглядеть совершенно одинаково, и нам придётся всё время вести дневник, чтобы не забывать, в каком именно городе – из целой серии неотличимых друг от друга городов – мы находимся в данный момент. Ну, теперь достаточно сказано об актуальных ограничениях, налагаемых современной архитектурой на реальную свободу выбора человека.

Как упоминалось ранее, мода являет собой другую область, в которой люди оказываются искусно одураченными предпринимателями. Например, в Хельсинки я встретила недавно одну женщину. Вся одежда на ней была порвана, и у неё был очень смешной и стеснённый вид, так как через дыры проглядывалось большая часть её тела. На голове значилась первобытного стиля причёска: половина волос отрезана ножницами, а другая половина осталась абсолютно нечёсаной. К тому же, от неё разил дурной запах. Я подумала, что она слишком бедна, чтобы позволить себе приобрести приличное платье, и предложила ей хорошее чистое платье для носки. Я почувствовала, что она, наверное, невежественна и не знает, что если она идёт на встречу со святым, то, по крайней мере, должна быть телесно чистой. Но когда я спросила её, не хочет ли она принять ванну, она отказалась, сказав: «В наше время не модно принимать ванну». Предложенное же мною платье, по её мнению, — «абсолютно несовременно», тогда как платье, которое было на ней, — «абсолютный ультрамодерн». Большинство девушек из очень богатых семей одеваются так же, как она, либо всегда облачаются в траурную чёрную одежду, при этом у них остаются бледные белые лица, и ночью вы можете видеть лишь их лица и зубы, если они улыбаются, а днём они выглядят как бесцветные ведьмы.

Я почувствовала, что в данном случае снова проявился закон полярности. Я подумала, что эта женщина со своей так называемой свободой выбора должно быть попала в ловушку рабского подражания моде. Она, наверное, одевалась во всевозможные модные одежды на различных этапах своей жизни. И теперь она достигла момента, когда почувствовала, что все купленные ею предметы одежды стали бесполезными, потому что они так быстро вышли из моды, и решила, что лучше надевать что-нибудь изношенное до дыр, чтобы оно сходило за антиквариат и формировало свои модели рваной одежды. Но к своему удивлению я обнаружила, что одежда, которую она носила, продавалась в специальном магазинчике «модной» женской одежды по очень дорогой цене, и что эта одежда была специально создана художником-модельером, «простирана на камнях» и порвана на заказ, чтобы иметь крайне поношенный вид, и, вот теперь её продают как нечто уникальное и первоклассное. Как и они, эта женщина из Хельсинки была убеждена, что она осуществляет свой выбор наиболее свободным образом; на самом же деле, это аналогично переходу от одной формы рабства к другой. Её случай не редкость, и мы видим вокруг себя множество таких проявлений творчества, которые смущают приличных людей своим агрессивным поведением и нищенскими одеждами.

Не так давно модно было красить волосы в зелёный цвет и выбривать на голове волосы в виде орнамента, как живую изгородь, за что люди дорого платили и часто занимали на это деньги. Но теперь, если речь о панках, они скажут, что вы отстали от жизни. Так какая же самая последняя мода? В действительности это невозможно сказать, поскольку предприниматели выдают новые моды с молниеносной быстротой. Нынешнее поколение людей учат не отставать от быстрых изменений моды. Если они не в состоянии успевать за переменами, их тотчас клеймят «несовременными или устаревшими» и сбрасывают со счетов той социальной группы, к которой они принадлежат. Что же представляется как современное или соответствующее современным требованиям, есть ничто иное, как хитрая затея предпринимателей, вынуждающая вас каждый день покупать что-то новое, чтобы тем самым поддерживать работу их предприятия. Какое безрассудное рабство!

Вся индустрия моды – это сплошное вымогательство денег из людей. Это удивительный способ потешить эго, заявив, что такой-то и такой-то стиль завоевал первый приз в Милане или Париже, или Тимбукту. И вы так воодушевлены этим новым шансом осуществить свой «выбор» и выбросить всю прежде выбранную вами дорогостоящую одежду как сильно устаревший хлам. Раз пристрастившись к моде, вы не представляете, как далеко пойдёте с этим антрепренёром мод, который таким путём и так любезно даёт новое измерение для проявления вашей глупости и вашей доверчивости. С такого рода принуждением к изменению мы живём на острие поверхностного восприятия действительности, и наше внимание всегда увлечено принятием решения — какую очередную ненужность заиметь, купить, присвоить или выставить напоказ.

Наш излишний спрос на сырьевые материалы, необходимые для удовлетворения нашего «выбора», означает, что мы начали потреблять сверх меры, истощая Мать-Землю, создавая ужасные экологические проблемы, как для настоящего, так и для будущего времени. Чтобы прикрыть тело, вам требуется что-то основательное и не расходящееся со здравым смыслом. Несомненно, разнообразие приносит красоту, но только если это разнообразие создано настоящими художниками, а не антрепренёрами, которые не ищут ничего кроме объектов, приносящих деньги.

Вот ещё один отвратительный пример того, что случается с людьми, которые становятся рабами моды и отбрасывают своё данное от природы здравомыслие. Когда началась мода на плотно облегающую одежду, я видела, что женщины, носившие эту чрезмерно обтягивающую одежду, считали себя очень красивыми, хотя со стороны они выглядели как москиты (или, можно сказать, — как больные туберкулёзом). Впоследствии из-за таких неудобных платьев у них развивалось ужасное заболевание — варикозное расширение вен. Конечно, их собственное тщеславие не позволяло им никогда и никому об этом говорить. Это хранилось в тайне как «святая святых». После этого началась другая мода – на одежду с дырками, которую стали величаво называть «худые» штаны. Во влажно-ветренном климате Англии можно встретить многих людей, гордо разгуливающих в таких дырявых штанах и, конечно же, наживающих себе очень серьёзные недуги типа ревматизма или подагры, которые проявятся впоследствии.

Невозможно понять, почему в наши дни мы миримся с присутствием в обиходе такого большого количества пластмассы. Наши предки обычно обходились одной латунной тарелкой или одной серебряной тарелкой, а сейчас на Западе – изобилие пластиковой посуды и одежды из синтетических тканей даёт начало существованию, наподобие воздушного шара. Этот воздушный шар не содержит ничего существенного, лишь немного воздуха, чтобы заставить его плыть по желанию. Те люди, которые заняты разработкой и производством пластмасс, благополучно развиваются, наращивая свой финансовый имидж мультимиллионеров. Тем временем, безрассудное стимулирование потребительского интереса создаёт горы и горы пластика, и неизвестно, как они планируют решать проблему уничтожения этих искусственных гор, которые не только неприглядны на глаз, но и в состоянии портить атмосферу даже самим своим присутствием. Безусловно, перепроизводство пластмасс и искусственных волокон является серьёзным побочным продуктом принудительного стимулирования потребительского интереса, который подпитывается понятием моды.

Если вы приверженец моды, то как вы можете быть свободным человеком? Ведь вы фактически становитесь заядлым читателем журналов о моде, чтобы быть на гребне всего самого современного и модного, как если бы вы участвовали в гонках и вам чрезвычайно важно выяснить, кто же идёт впереди вас.

Когда детей, рождённых на Западе, предоставляют самим себе, оставляя без любви или взаимопонимания, то эти дети чувствуют себя очень одинокими и покинутыми. При наличии денег родители позволяют детям попадать в руки антрепренёров. Бедных детей они также подвергают атаке телевизионной пропаганды, открывающей перед ними всё больше возможностей выбора, имеющихся у них в распоряжении. Теперь они выступают даже с куклами, имеющими свои дни рождения, с медведями, имеющими целую цепочку родственников с именем их дедушки, с именем их дядюшки и всей их династии. Согласно заманчивым предложениям специалистов по рекламе, предполагается, что вы приглашаете к себе на обед всю родню этих кукол или медведей. Ибо все эти родственники, естественно, должны путешествовать с места на место. Если, как родитель, вы не соглашаетесь их пригласить, то эти дети нашего времени будут домогаться своего, не давая вам никакой жизни и изнурив до такой степени, что вы, наконец, будете готовы потратить даже больше денег, организуя эти вечеринки, причём каждый месяц — в какой-нибудь иной части города. Здесь посредством рекламы антрепренёр создаёт всецело ложные потребности, вводя в заблуждение публику. Более того, именно он наслаждается плодами вашего труда.

Такие дети больше не имеют никаких взаимоотношений со своими родителями или с дедушками и бабушками. Они не очень-то чётко знают, кто их родные дяди и тёти, но они наизусть выучили всех псевдо-родственников этих пластмассовых кукол или медведей. В наше время дома людей в развитых странах полны таких вещей, так что дети больше привязаны к своим куклам и медведям, чем к своим собственным родителям. На днях в аэропорту я видела, как сотрудники из службы безопасности настаивали на том, чтобы кукла одной маленькой девочки-пассажирки была пропущена через рентгеновский аппарат, но эта девочка была настолько привязана к своей кукле, что хотела вместе с куклой пойти в аппарат. И когда ей не позволили, она начала рыдать, не на шутку расстроив всех взрослых своим громким плачем. Как же это происходит, что дети оказываются так привязаны к своим игрушкам, когда это не является их внутренней природой? Обычно они сначала играют со своими куклами, а затем, вдоволь насладившись ими, — бросают. Но, будучи ужасно занятыми своими модами и выбором, многие родители не имеют времени для своих детей. В такой ситуации дети переносят своё чувство привязанности и любви на свои игрушки, которые всегда остаются с ними, давая им некоторую защиту и утешение. Поскольку у родителей нет любви к детям, их любовь переходит на игрушки, которые покупают в магазине. Таким образом, человек может платить за ЛЮБОВЬ.

Производство, реклама и потребление продукции идут с какой-то механической неизбежностью, но мы должны понять, что этот механизм не является нашим хозяином. Напротив, мы являемся создателями этого механизма и поэтому сами в состоянии управлять им. Кроме того, деньги созданы человеком, и как могут деньги доминировать над людьми до такой степени? Если вы думаете, что свобода означает свободу делать всё, что угодно, потакая своим прихотям и причудам, то я думаю, что идея свободы абсолютно наивна. Действительно настоящая свобода – это свобода от принуждения. А в развитых странах, наоборот, вас принуждают. Принуждают покупать вещи, в которых вы не нуждаетесь, и у вас нет никакого желания их покупать. Вас принуждают жить в окружении всевозможного хлама. И, наконец, вас принуждают снова тратить своё время и деньги, но теперь уже – чтобы избавиться от всего этого хлама.

Только подумайте, о тысячах и миллионах семей, которые совершенно окружены и подавлены этими продуктами модернизма и так отчаянно желают избавиться от того, что у них уже есть, и поменять на что-нибудь новое. Это – проблема, вызванная наличием большого числа возможностей выбора и предложений, выдвигаемых в обществе экспертного маркетинга.

Своего максимума компетентность предпринимателей по выпуску разных ненужных изделий достигла в Америке. Здесь невозможно купить два одинаковых галстука, так как, по замыслу предпринимателей, все галстуки должны отличаться друг от друга. Каждая дверная защёлка или автомобильный замок – отличаются от аналогов. Каждый ковёр отличается по стилю. Пока всё идёт хорошо: налицо большое разнообразие для выбора. Однако, выбор этот – иллюзорный, потому что всё это разнообразие происходит, в основном, из одного источника. То есть, эти изделия, которые, ослепляя своим блеском, искушают и привлекают нас, как ни удивительно, в большинстве своём созданы человеком, в том смысле, что для их изготовления использован исключительно искусственный материал. Иной раз, пройдясь босиком по этим красивым синтетическим коврам, вы чувствуете, как если бы у вас горели ноги. А некоторые из искусственных одежд могут вызвать у вас сыпь по всему телу. Как это ни странно, но люди, по-видимому, не возражают. Я имею в виду, что, в наши дни, возможно, стало даже модным иметь сыпь на теле. Но худшее из всего – это когда, находясь в несущейся на скорости автомашине, вы вдруг обнаруживаете, что её дверные замки имеют какое-то уникальное свойство или устройство, не позволяющее вам их открыть в случае пожара или аварии в дороге; из-за таких фантазий изготовителя при выборе сложных для пассажиров конструкций замков, и если при том вы – иностранец, вы подвергаетесь ужасному психическому стрессу.

Всё это искусственно созданное и широко рекламируемое разнообразие просто заставляет нас чувствовать себя всё более и более смущёнными и отчуждёнными в нашем собственном мире. Тогда лучше спокойно и не стесняясь спросить, как открываются дверцы в любой машине или поезде, прежде чем в них садиться. По всей вероятности, они имеют двигатель особого типа, который внезапно вошёл в моду, и всё остальное тоже будет другим. Лучше всего не стесняться своего незнания в этом современном мире. Например, теперь в подлокотниках кресел новых самолётов встроены практичные кнопочки для удобства пассажиров. Особенно – в салоне первого класса, где путешествуют много пожилых людей. Так лучше попросить стюардессу объяснить вам назначения этих кнопок, хотя при этом она может и подшутить над вами, как над наивным человеком.

Где существует чрезмерный выбор и излишнее разнообразие, там нет стандартизации, и никто не знает, что происходит. Потому что, как-никак, определённая мера стандартизации требуется для безопасности и защиты людей. Однако, прибегая к стандартизации, и её доводят до абсурдных пределов. Например, когда в такой стране как Индия потребовались дверные петли, то вместо того, чтобы задействовать мастерство традиционных ремесленников, было решено открыть их производство на станках (безусловно, очень дорогостоящих), и в результате теперь требуется силач, чтобы открыть двери с такими петлями, и два силача, чтобы их опять закрыть. Невозможно понять, зачем такие тугие петли были сделаны для пользования обыкновенными людьми. Поступил следующий ответ: это было сделано для того, чтобы нормализовать производственные операции и стандартизировать размеры петель с помощью станков. У нас в Индии имеются традиционные петли, красивые, сделанные из латуни, стоящие намного дешевле и легко открывающиеся. К сожалению, они не отличаются точными размерами. Но поскольку теперь двери являют собой продукт массового производства из искусственных материалов, то наложены, что называется, естественные ограничения (допуски) на размеры, чтобы добиться необходимой точности при установке петель машинным способом. Так что вопреки нашим лучшим намерениям мы вынуждены привыкать к этим отвратительным сделанным на станке петлям, которые не способны держать двери ни открытыми, ни закрытыми (если, конечно, вы не найдёте себе за плату здорового силача на роль помощника).

Итак, реактивная природа этих идей – наличие точности не в том месте, и отсутствие стандартизации там, где надо – также исходит из запутанных умов предпринимателей, которые, должно быть, доходят до сумасшествия, каждодневно выдумывая новые вещи. Таким образом, появляется огромное количество людей: производственники, рекламодатели и, наконец, потребители, которые абсолютно сбиты с толку и уже не разумеют, сколько будет дважды два. Медленная деморализация людей и потеря ими способности к истинному наслаждению вещами являют собой абсурдный результат так называемой свободы выбора.

У нас также есть огромное разнообразие прочих ненужных свобод. Одна из них – это выбор одежды, в которой нас положат в гроб. Также выбор типа гроба для себя. Любому благоразумному человеку это представляется крайне смешным, но, тем не менее, это ещё один пример свободы, позволяющей предпринимателю вволю делать деньги даже на людях, которые готовятся к смерти.

Однако, наихудший вид свободы, от которого мы страдаем в наше время, – это свобода вести аморальный образ жизни. Можно жениться или выйти замуж за одного человека, спать с другим, флиртовать с третьим, а создавать детей – с четвёртым. Недавно были опубликованы поразительные статистические данные о том, что в одной западной стране каждый мужчина спит в среднем с 6,9 женщинами в год. Эта совершенно бредовая идея также исходит из понятия, что вы всегда должны искать что-то новое. Женщина, которая является старой для одного мужчины, становится новой для другого, и с такой глупой идеей, когда мужчина начинает менять женщин как одежду, он попадает в очередную ловушку. Это истощение вашей энергии в бесконечных поисках нового, происходящее даже в сфере самых интимных отношений, создаёт ужасные проблемы: эмоциональные, умственные и физические. Если бы беспорядочность в интимных связях была естественным, нормальным и закономерным явлением, то почему сейчас люди страдают от смертельных болезней, которые являются следствием их такого неразборчивого образа жизни? Почему существует ревность? Каждый божий день те же самые газеты, которые поддерживают и защищают вседозволенность, полны сообщений о насилии: о женщинах, убивающих своих мужей, о мужьях, убивающих своих жён, о любовниках, убивающих любовников своих любовниц. Это взаимоуничтожение людей продолжается непрестанно. Если неразборчивость в половых связях сродни нашей природе, то почему мы так неистово противостоим ей? Что это за свобода такая – флиртовать с любым мужчиной или женщиной, независимо от того, замужем они, женаты, или холосты, и иметь похотливый и блудливый взгляд? Ведь со временем такой взгляд не в состоянии при встрече распознать невинность, его больше не интересуют женщины, и объектом его порочного вожделения становятся малые дети. Сегодня мы имеем почти невероятное число случаев сексуального надругательства над детьми, иногда даже совершённых родителями. Глумление над моральными устоями, хорошо зарекомендовавшими себя на протяжении веков цивилизованной жизни, безусловно, являет собой ещё один низменный аспект модернизма, и, принимая который, человеческие существа становятся хуже животных.

Совершенно очевидно, что неразборчивость в связях ведёт к несчастью, болезни и смерти, и что мы должны что-то делать, чтобы воспрепятствовать распространению этого явления. Но проблема в том, что существующая система законодательства и даже образовательная система в состоянии достичь лишь очень немногого. Люди сами должны знать, где остановиться. Этот контроль и это принуждение должны прийти изнутри. Это означает, что вы должны получить духовное пробуждение. Свет духа должен овладеть вашим вниманием. Будучи реализованной душой, человек не возлюбит ничего, что ведёт его к крайностям. Реализованная душа – это в действительности человек, чья личность находится в уравновешенном состоянии. Он находится в центре, потому что всякий раз, как его внимание выходит из равновесия, оно приводится обратно в центр светом его духа. И такой человек твёрдо стоит на Матушке-Земле. По своей природе такой человек должен быть практичным, прагматичным, мудрым и без привязанностей. Такой человек просто не может вырабатывать привычки, как и пристраститься к чему-то глупому, безрассудному и приносящему вред. Такой человек не будет понапрасну тратить время, выбирая вещи. Что бы ни было под рукой, такой человек знает, как от этого получить удовольствие.

Этот бизнес «свободы выбора» становится особенно ужасным и разрушительным, когда он вторгается в сферу супружества и брака. Сейчас браки устраиваются одним лишь распоясавшимся эго, без помощи какого-либо сдерживающего или руководящего влияния, традиционно оказываемого родителями или службой социальной помощи. Теперь выбор партнёра в браке основан исключительно на прихоти эго, вожделении или жадности. В таких обстоятельствах любое даже незначительное расхождение во мнениях может создать проблему в браке. При этом распадаются семьи, дети покидают дом, как только им исполняется восемнадцать лет, подыскивая для себя дом или квартиру, чтобы жить отдельно, или же, присоединившись к группе бездомных людей, они незаконно вселяются в чей-то пустой дом.

В такой обстановке дети не могут выносить своих родителей, а родители не в состоянии терпеть своих детей, потому что их браки несчастны. Во имя развития их индивидуальности и ощущения личности, они заставляют детей очень упорно трудиться. Я видела, как одна девятилетняя девочка каждое утро подъезжала на велосипеде, чтобы доставить газету к нашей двери. Однажды я спросила у неё, кто её родители, и она назвала одного из наших соседей, добавив: «Я должна зарабатывать деньги для себя. Я должна научиться стоять на собственных ногах». Она была ещё ребёнком и не достигла того возраста, чтобы «стоять на собственных ногах». А если этого ребёнка изнасилуют по дороге или совершат разбойное нападение с целью ограбления, кто будет за это в ответе? И поможет ли это ей «устоять на собственных ногах»?

Брак существует для создания потомства в безопасной и уравновешенной обстановке и для такого ухода за детьми, при котором они стали бы уверенными в себе и благопристойными взрослыми людьми. Если вам хочется быть невестой всю свою жизнь (то есть, остаться навечно в медовом месяце), то лучше вообще не выходить замуж, а уехать в некоторое местечко, где вы сможете заработать на жизнь своим телом и где все будут знать, кто вы такая есть на самом деле. Брак предназначен для тех женщин и мужчин, которые желают вести благоразумный и здравый образ жизни, обеспечивая гармоничную обстановку для своего грядущего потомства. С «романами» и «блуждающими взглядами» следует покончить, когда жилище становится домашним очагом. Существует так много моментов, способных испортить супружеские отношения. Но кто или что губит романтику в браке? Винить можно многие факты, причём каждый последующий из них – мельче предшествующего. Вы удивитесь, если я назову вам один из недавних предметов разногласий: это – парикмахеры! Мне известны несколько женихов, которые покинули своих женщин только потому, что им не понравился их новый стиль причёсок.

Брак налагает огромную ответственность и предназначен исключительно для людей, достигших зрелости и чистоты личности. Иначе, как это подтверждается статистическими данными по жестокому обращению с детьми, совращению малолетних и преступности среди несовершеннолетних, небезопасно оставлять детей в руках безответственных, недостойных или агрессивных родителей. Такие люди не понимают, что быть родителем – это привилегия, сопряжённая с собственной ответственностью, и у них не должно быть самопроизвольной свободы в создании детей, если они не питают к детям никакой любви.

По существующему положению вещей, этот бизнес обеспечения «свободы выбора», применительно к вопросам супружества и брака, может привести к подрыву здоровья и даже к убийству многих детей, которые или беспомощно умирают, или впадают в саморазрушительные привычки, потому что родители в них не нуждаются, и, следовательно, понятия не имеют, как за ними присматривать. Здесь для родителей должен быть лишь один чёткий выбор: или продолжать свою собственную эгоистично-романтическую жизнь, или принять к исполнению обязательства, влекущие за собой соответствующие ограничения своей так называемой свободы, и, заимев детей, взять на себя заботу о них.

Указанная проблема осложняется тем, что среди людей по-прежнему бытует идея о праве продолжать выбирать себе партнёра даже после вступления в брак. Поскольку развод поддерживается законом, то любой человек, не желающий оставаться в браке, может без труда получить официальный развод или право на раздельное жительство супругов. Однако, супружеские пары в развитых странах, даже когда делают выбор оставаться в браке, по большинству не склонны хранить верность друг другу. К тому же, мужчины или женщины, остающиеся верными своей половине, считаются несовременными. Вы должны быть «сексуальны», быть привлекательными для других мужчин или женщин, конечно же, – не для своего партнёра, а для других. И пока вы не такой, вы считаетесь неподходящим для этого современного мира.

Эта идея некой «официальной привлекательности» также очень нова, и опять-таки пришла от тех же злых гениев – предпринимателей. Именно они создают сенсационный имидж женщины, которая «привлекательна», или мужчины, который «хорошо выглядит». Но почему каждая женщина и каждый мужчина должны стремиться быть привлекательными, уподобляясь проституткам? Какая такая необходимость заставляет вас впустую тратить свою энергию в попытках вогнать себя в размеры роста, талии, бёдер и ног, предписанные этими официальными создателями имиджа – предпринимателями? Разве у нас нет собственного ума, чтобы, обдумав всё это, сделать истинный выбор? Если у нас есть свобода и разум, то почему бы нам не подумать, что какое бы тело ни дал нам Господь, его будет более чем достаточно для наших нужд. И, кроме того, почему мы должны страстно желать, чтобы люди гонялись за нами, желая увидеть наши тела? Конечно, для многих сама идея, что мы могли бы не наслаждаться преследованиями первого встречного, кажется старомодной, потому что, как ни странно, они наслаждаются такого рода безрадостным занятием.

Ясно, что реализация идеи неограниченного выбора зашла слишком далеко, проявившись в быстром увеличении выпуска порнографической продукции. Появились книги, в которых даже использованы фотографии детей с целью удовлетворения порочной сексуальности некоторых людей. Хотя я не осмелилась читать эти книги, но догадываюсь, что, став очень популярными, они приносят немалые деньги своим издателям и авторам. Когда саму невинность бесстыдно эксплуатируют для удовлетворения самых низменных и эгоистичных страстей, то ясно, что такое общество потеряло всяческий контакт с традиционными ценностями, которые позволяют выживать любому обществу или культуре. Всегда должно иметь место уважение к браку и к невинности детей. Каждый член общества должен быть настороже, осознавая жизненную важность цели, которой служит брак: охрана невинности малых детей и защита их от подавления и эксплуатации. Но в современных обществах родители стали не более чем жестокими, нерассудительными драчунами, которые уклоняются от своих прямых обязанностей – обеспечивать любовь и безопасность; или ещё: они уподобляются капусте, которую дети могут есть с острым соусом жестокого обращения. Именно непонимание жизненной важности стабильных браков разрушило так называемые передовые общества, в которых родители не смогли руководить своими детьми через любовь из-за чрезмерной занятости в погоне за искусственными имиджами, созданными предпринимателями. В очень раннем возрасте дети расстраиваются из-за недостатка любви и тёплых чувств и вынуждены искать общения с другими детьми. И в своём отчаянном желании найти любовь они уже в раннем возрасте погружаются в омут безнравственности. Даже средства массовой информации, особенно телевидение, забивает их мозги всевозможными абсурдными идеями о важности секса. В обществе, где средствам массовой информации не разрешается сосредотачивать внимание детей на сексе, нет надобности давать детям в школах сексуальное образование. Пока этого не делают в Индии, и (я надеюсь) не будут делать, так как в этом нет необходимости. Зачем подвергать невинность детей этим устрашающим идеям, которых просто не существует в реальности (поскольку ребёнок сознательно избавлен от порчи, если не видит секса и насилия, представляемых телевидением и видеофильмами). Преподавание детям чего-то столь опасного в таком раннем возрасте можно считать ужасным злоупотреблением школьного образования; в таком возрасте детям следует только наслаждаться жизнью и своей невинностью. В младшем возрасте семь-восемь лет слишком рано, да и жестоко завершать эти прекрасные годы невинности. По своей природе дети не способны совладать с так называемыми «фактами жизни», которые столь агрессивно впиваются в их сознание в эти чудесные дни их невинного существования, полные игры и радости.

Таким образом, модернизм создал целое поколение людей, которые разрушили свою собственную жизнь, разрушили жизнь своих семей, разрушили жизнь своих детей и своих родителей. Все те источники, которые традиционно обеспечивали поддержку любви и мира, были совершенно разрушены. В наши дни бабушка слишком занята, чтобы присматривать за своим внуком, потому что она «должна идти в парикмахерскую», чтобы «обязательно выглядеть молодой». Потому что, если она не будет молодо выглядеть, её будут считать «сошедшей со сцены» или «едва живой на этой земле».

Никто не даст вам спокойно жить на свете, если, например, вы не отдадите свою голову в грязные руки парикмахеров. Сама я никогда не хожу к парикмахеру. Так что многие думали, что я крестьянка из какой-нибудь простой семьи. Но теперь, встречая людей своего возраста, которые вот так обо мне думали, вижу, что все они стали почти лысыми или абсолютно седыми с морщинистыми лицами. Они постепенно утратили всю свою нормальную улыбчивость, свежесть и мягкость выражения лица. Таким оказался «дар» всех этих косметологов.

Для вас уготован ещё один выбор: делать косметическую операцию или подтягивать всю кожу на лице. В одной стране я видела супругу президента, на лице которой застыла неизменная улыбка. И как я ни старалась, не могла понять, как этой женщине удаётся всё время сохранять одну и ту же улыбку на лице, независимо от того, смеётся она или плачет. Потом я узнала, что она, пройдя в Швейцарии очень серьёзный курс косметического лечения, приобрела такое постоянно улыбчивое выражение лица.

Зрелый человек понимает, что с годами у вас не остаётся выбора, кроме как становиться пожилым, но при этом можно оставаться безмятежным, грациозным и не терять чувства собственного достоинства. Но в современном обществе всё стало таким материалистичным, что даже стоя одной ногой в могиле, вы должны быть уверены, что хорошо выглядите, тем самым играя на руку предпринимателям. Даже за вашим последним жестом будут следить все люди, чтобы удостовериться, что вы, следуя последней моде, оставались современными.

В обществе потребления, где все ваши возможности выбора заботливо преумножаются с целью избавить вас от ваших денег, великий принцип состоит в том, что вы должны потратить всю свою драгоценную энергию, чтобы «людей посмотреть и себя показать». Нормы поведения предписаны до того, как вы даже начали выбирать.

Когда мы впервые приехали в Лондон, у нас не было соответствующих рюмок или бокалов для вина и прочих спиртных напитков. Нас вполне ясно предупредили, что к нам в дом никто не придёт, если мы не предложим им выпивку. Вопреки своему беспокойству и естественному отвращению к вину и алкоголю, я сознавала, что должна сделать это. Итак, я попросила своего мужа заняться этим вопросом, так как сама не смогла бы надлежащим образом справиться с такой ответственной задачей. Он же называет меня идеалисткой и непрактичным человеком. Прежде всего, ему пришлось достать толковый словарь, чтобы поподробнее почитать о вине и алкоголе. Затем мы узнали, что существует масса книг по вопросам алкоголя и его сервировке, и какие бокалы и рюмки следует при этом использовать. Всё это превратилось для нас в настоящий курс обучения. Захватив с собой одного своего друга в помощь, мы отправились покупать рюмки и бокалы в минимальном количестве, необходимом для обслуживания примерно двенадцати человек. Это было в Англии в 1974 году, и нам пришлось заплатить более 900 фунтов стерлингов, чтобы купить один такой сервиз на двенадцать персон, поскольку нам требовался очень изящный сервиз особого стиля. Я была поражена, увидев такое разнообразие дорогостоящей посуды, нужной для различных сортов вин и спиртных напитков, тогда как в Индии мы обходимся всего лишь одним стаканом или серебряным бокалом на каждого гостя при употреблении безалкогольных напитков. Кроме того, есть ли необходимость у лиц, уже пропустивших несколько рюмок и в результате ничего не замечающих перед собой, пользоваться такими изящными, художественно оформленными хрустальными бокалами? Настоящей мукой было мытьё все этой посуды, расстановка её на столе в правильном порядке, и нелегко было запомнить для какого напитка предназначен каждый предмет. Так как в Индии у нас есть слуги, мой муж никогда не знал, как носят даже поднос, а поскольку я не согласилась делать это, то ему пришлось самому носить поднос за подносом по лестнице снизу наверх, где сидели и пили наши гости. Некоторые из гостей, которые должны были прийти к нам в дом, заблудились в дороге и прибыли на ленч вместо полдня – в четыре часа дня. Конечно же, нам пришлось их обслужить. Чем больше мы им наливали, тем больше они пили (причём всегда из надлежащего бокала), и, спустя час уже были в невразумительном состоянии, без конца твердя одно и то же, но никто не слушал.

Должна признать, что я вышла из семьи, которая всегда была против употребления алкоголя, но я не понимала, какой была я наивной и неподготовленной, чтобы играть роль некой хозяйки дома, каковой мне пришлось быть в то время в Лондоне. Ведь я не знала даже цвета ни одного из тех напитков. И как же я могла их предлагать? Так что я попросила своего мужа исполнять эту «праведную» обязанность. Чтобы помочь себе в этой сложной задаче, он нашел двух китайцев-официантов, которые, как оказалось, пришли к нам как великое благословение. Они знали очень многое о различных типах алкоголя и о способах их подачи к столу. Они взглянули на наш запас вин и спиртных напитков и пришли к выводу, что этого недостаточно для количества гостей, которые приглашены на ленч. К тому же, они составили огромный перечень иных требований. Моему мужу пришлось помчаться в близлежащий магазин, чтобы купить несколько бутылок виски «Шивас Регаль», а также некоторых вин. Были также закуплены некоторые другие вещи, указанные этими китайскими официантами. Теперь мы чувствовали уверенность в том, что мы подготовились к приему гостей. Тем не менее, когда гости прибыли и напитки были поданы к столу, мы внезапно столкнулись с проблемой, которую, из-за нашего незнания процедуры выпивки, мы не предусмотрели. Один из гостей попросил некий алкогольный напиток, который хорошо шёл с «соусом Вурсестера» (острая соевая приправа к мясу, рыбе). Что касалось меня, то я слышала о персонаже романов П. Дж. Вудхауса, который имел созвучное с этим имя: Вустер. Но не соус. В любом случае для нашей индийской пищи нам не нужен соус Вурсестера, и поэтому у нас в доме его не было. Даже наши опытные китайские официанты не включили эту позицию в свой список. Что нам оставалось делать? Мой муж извинился перед этим гостем, но последнего это не утешило. В конечном счете, он весьма неохотно согласился на другой напиток, но со временем повеселел. Иногда я расстраивалась из-за того, что гости выступают с очень напористыми требованиями, проявляя отсутствие хороших манер и заявляя о своём выборе, как если бы это было их право от рождения, когда просят какую-то определенную марку напитка.

Мне так трудно понять, почему такое множество людей, находящихся на ответственных государственных должностях, имеют ужасную зависимость от алкоголя. Эта зависимость превратилась в одну единственную культуру Западных стран, и пока вы не предложите своим гостям этот дурман, вы не можете разговаривать с ними, или вообще установить с ними контакт. Неприятность в том, что приняв спиртное, этот контакт становится настолько бессвязной чепухой, даже в дипломатических кругах. Я думаю, что шпионы и работники спецслужб разных стран должно быть очень хитро используют этот выбор алкогольных напитков как метод вербовки людей путем одурманивания чувств и выманивания из них секретной информации. Алкоголь является очень подходящим средством для простого взяточничества и коррупции. Очень легко сделать человека, занимающего ответственную должность, своим сторонником, если он любит определённую марку вина или спиртного.

Однажды мы проделали следующий эксперимент с начальником нашей местной железнодорожной станции. Он выполнял несколько функций служащих, и среди прочего – работал в окошке кассы, продавая билеты. Всякий раз, как я подходила купить билет, он вёл себя грубо под тем или иным предлогом. Стоило мне заикнуться по поводу неточно выданной сдачи, он тут же проявлял своё раздражение жестом или словами. Возможно, он не мог выносить вида традиционно одетой индийской женщины. Мы не знали, как сделать его добрее или завоевать его благосклонность. Мой муж предложил, что поскольку нам больше не нужны оставшиеся от банкета виски «Шивас Регаль», мы могли бы послать пару бутылок этому начальнику станции в качестве подарка по случаю некоего празднества в нашей резиденции. Итак, нашим помощником по хозяйственной части эти бутылки были должным образом доставлены тому самому начальнику станции. Последний спросил: «Это был какой-то ваш религиозный праздник?». «Да», — ответил наш помощник. Начальник станции был восхищён. Он принял бутылки виски с большим удовольствием и передал нам свою глубокую благодарность. На следующий день, когда, как обычно, я пришла на станцию, со мной обошлись исключительно вежливо и уважительно, как если бы я была местная баронесса. Меня поразила такая полная перемена отношения ко мне. Мы продолжали жить в этом месте ещё четыре года, но после того у нас вообще не было проблем. Лишние бутылки, купленные моим мужем, нашли, наконец, очень хорошее применение. Мы посылали эти бутылки каждый год, но даты менялись, так как мы не вели никакой регистрации. Он спросил меня, почему наши праздники приходятся на разные дни. Я не знала, что ответить. Тогда он сказал мне, что один его друг-индиец сообщил ему, что индусы живут по лунному, а не по солнечному календарю.

Ключевая идея современности состоит в том, что человек должен каждый день иметь что-нибудь новое. Каждый день у него должна быть какая-то перемена в жизни, может быть даже вплоть до жены или детей, поскольку современному человеку так легко и быстро всё надоедает. Возможно, ему приходится настолько часто принимать решения, делая выбор между столькими многими возможностями, что его мозг выбивается из сил, и, в конечном счёте, когда он, согласно своим планам, получает то, что хотел, он обнаруживает, что и это повергает его в скуку. Этот секрет хорошо известен предпринимателям. Сначала они искушают ваше внимание, предоставляя широкие возможности выбора, а потом очень сильно надоедают вам, создавая всё больше и больше объектов для вашего выбора, поскольку таким способом они поддерживают постоянную занятость своего производства. Они знают, как потакать вашему эго и предлагать, чтобы вы имели возможность выбора что-то делать или что-то принимать. Например, если вы хотите купить или продать какую-либо собственность в Англии, то дом без отделки, в котором ещё не жили, или оставленный без присмотра – ценится гораздо дороже, чем хорошо отделанный и благоустроенный дом. И дело тут в том, что неблагоустроенный дом удовлетворяет эго покупателя, который хотел бы иметь дом, обустроенный согласно своему собственному выбору. Таким образом, личный выбор становится критерием при решении вопроса, что для вас лучше. Но этот выбор основан на игре эго, и если некий предприниматель оказывается достаточно умён, чтобы видеть, как можно одурачить покупателей – путём рекламы в средствах массовой информации или путём показа товаров в витринах, – он может за очень короткое время легко сколотить огромную сумму денег.

Далее, если он, предприниматель, окажется ещё и политическим деятелем, то такой человек может стать важной персоной во главе больших дел, просто благодаря обладанию острым умом и знаниями всего, что нужно знать, чтобы быть преуспевающим. А тем временем потребитель, конечно, полагает, что у него есть большая свобода выбора. Он думает: «О, я могу выбрать то или это. Я – настоящий господин благодаря тому, что имею право выбора». Но постепенно он теряется в имеющихся у него многочисленных вариантах выбора и приходит в полное замешательство, поскольку живёт поверхностно, находясь лишь на гребне всех этих возможностей выбора. Он не способен проникать вглубь своего существа, чтобы понять, что же ему действительно нужно. Он считает, что только за счёт произнесения магических слов «мне это нравится», он приобретает своеобразие характера и индивидуальность личности, посредством чего может утверждать свою волю и самого себя в этом мире.

Когда человек играет на руку предпринимателям, стимулируя потребительский интерес, он напрасно растрачивает свои усилия и энергию. Мы начинаем осквернять Мать-Землю и создавать проблемы, связанные с окружающей средой. К сожалению, люди, как бы высоко о себе ни мнили, не могут создавать материю. Не могут они также создавать жизнь из материи. Всё, что люди умеют делать, так это – неодушевлённые вещи из безжизненного материала. Таким образом, они истощают Мать-Землю в своём неистовом и беспредельном стремлении создавать новые моды, новые вещи и новые его. Покупать следует лишь в меру своей необходимости. Даже для каждодневного употребления покупать нужно что-либо существенное, целесообразное и отличающееся хорошим художественным вкусом. В силу своего тщеславия некоторые женщины предпочитают приобретать туфли на тонких каблуках типа «шпильки», которые делают их на целых пятнадцать сантиметров выше. Они даже не остановятся, чтобы подумать, что такой их показной темперамент неизбежно приведёт к растяжению связок или вывиху лодыжки, либо к ишиасу или более серьёзным нарушениям в позвоночнике, в результате чего наступит день, когда они не смогут ходить и будут вынуждены слечь в постель, делая оттуда свой очередной выбор. Нет большого смысла верить, что вы свободны делать то, что вам нравится, и выбирать то, что хочется, когда всё, что вы делаете, играет на руку бессовестным предпринимателям и портит вас самих.

В наше время существует ещё один способ, прибегая к которому предприниматели стараются создавать проблемы для потребителей. В западных странах очень мало людей, которые в состоянии позволить себе иметь вещи, сделанные из золота или серебра, но, как это ни странно, в развивающихся странах в каждом домашнем хозяйстве всегда найдётся что-нибудь, сделанное из серебра или золота. Причиной тому, как я выяснила, служит то, что в западных странах на любую вещь смотрят в плане её денежной стоимости, с тем чтобы всё, что покупается вами, могло бы быть впоследствии повторно продано. Если вы хотите купить серебряную ложку, то на ней обязательно должна быть указана проба. Если на ней отсутствует проба, то её невозможно перепродать. Так что ложку покупают, чтобы ею попользоваться, а потом – перепродать. На Западе люди никогда не мыслят, что «эта ложка может перейти моим детям или внукам». Наличие пробы на изделиях – очень важный фактор, и вы не можете иметь серебро никакой иной разновидности. Например, можно было бы иметь более дешёвое серебро, если его сплавить с другим металлом, но такое изделие нельзя перепродать.

Что же касается золота, во всех западных странах, напротив, используется наинизший стандарт содержания золота в сплаве — девять карат. В украшениях из такого сплава процент настоящего золота получается очень низким. Тем не менее, его можно перепродать, потому что на нём проставлена проба. Тогда как в развивающихся странах, особенно в Индии и Китае, люди используют золото в 22 или 24 карата, так что в их драгоценностях и ювелирных изделиях содержится существенное количество чистого золота. В трудные времена, если такие изделия невозможно продать за их художественную ценность, тонкое мастерство изготовления, то, по крайней мере, за высокое содержание золота их всегда можно продать или заложить и впоследствии выкупить. Парадокс заключается в том, что, покупая какую-то вещь, вы должны знать, какова реальная ценность данного изделия. Если это серебро, то нужно знать состав сплава, а доля чистого серебра в нём будет показателем его реальной ценности. Итак, что бы человек ни покупал, это должно быть существенным, а когда это нужно продать, в нём должна быть видна реальная ценность. Из-за этих парадоксальных ограничений человек не знает, покупать ему эти вещи или нет. По традиционной мудрости серебро является очень важным для здоровья сердца, так как оно сохраняет сердце в хорошей форме, тогда как золото важно потому, что оно не тускнеет. Если каждый день носить немного золота в виде украшения, оно поможет вам достичь некоторых положительных результатов очень утончённым образом, что я объясню позже.

Итак, в традиционных культурах, которые почти совершенно избежали душной атмосферы модернизма и стимулирования потребительского интереса, остались знания тонких свойств материальных ценностей и сохранилось уважение к этим ценностям. Парадокс в том, что в так называемых материалистических обществах уважение к материи отсутствует.

Войдите в любой современный дом на Западе, и вы найдёте там массу вещей из пластмассы. Сели на диван – он среди многого может быть сделан из пластмассы. Принимали пищу за столом – он, возможно, выполнен из пластмассы. Коснулись оконных рам – они тоже из пластмассы. Пластмассовые детали имеют необычайную способность вторгаться в любой натуральный материал, например, в ткань или стекло, или любой иной созданный Богом материал, который используется в сочетании с пластмассой. При этом, находясь вместе с пластмассой, натуральный материал обесценивается, теряя собственную специфичную энергию. Поскольку пластмасса является дешёвым материалом, вы можете непрестанно покупать пластмассовые вещи, одну за другой, и в любом домашнем хозяйстве имеется множество сделанных из пластика предметов одноразового пользования, а также вещей длительного пользования, выполненных путём сочетания пластмасс с иными материалами. Даже обеденные тарелки изготовлены из пластмассы. Не предпочтительнее ли купить одну изящную тарелку из латуни. Нечто ручной работы, вместо большого выбора пластиковой посуды. Ведь пластмасса – продукт машинного производства, получаемый из отработанной материи земли и поэтому содержащий в себе все компоненты, которые пагубно действуют на нас.

Если у вас есть какая-то вещь ручного изготовления, и вы регулярно и спокойно пользуетесь ею, то вы можете получать удовольствие от неё самой, а также наслаждаться приносимой ею пользой. Даже если у вас есть всего несколько хорошо изготовленных и красивых тарелок, вы чувствуете себя настолько удовлетворёнными, что вам не захочется покупать никаких других и понапрасну тратить своё время, постоянно разглядывая витрины. Тогда вы становитесь истинно свободным человеком. Если же вы следуете моде, вы будете заняты весь день, теряя время. Посетив чей-то дом, вы скажете: «О, он приобрёл такую великолепную вещь!». В результате вы отправитесь покупать ту же вещь, потому что вы сделали такой выбор. Но кто и с кем здесь играет в игры? Кто задаёт тон? Конечно же – вездесущие предприниматели, при этом они портят вас и ваших детей. Их соблазнительная реклама обрушивается по телевидению в часы, когда у экранов собирается максимальное количество зрителей во время детских передач: «Это прекрасная вещь, которая только что появилась. Куклы со своими днями рождения, медведи с целой родословной». И вся эта выдумка служит исключительно для того, чтобы поддерживать прибыль собственного предприятия.

Пользуясь своим правом делать выбор и тратить деньги на то, что завладело нашим прихотливым вниманием, мы просто играем на руку предпринимателю-эксплуататору. Пожалуйста, не забывайте, что он знает вас лучше, чем вы знаете самих себя. Следует помнить, что вся эта система предназначена для того, чтобы служить нам, а не для того, чтобы мы служили ей. И не наши откровенные нужды ответственны за перепроизводство потребительских товаров этой системой. Но кто страдает из-за перепроизводства этих товаров, так это – мы, потому что оно истощает земные ресурсы и создаёт постоянную ненужную трату денег, которые являются продуктом нашего труда и которые мы так вынужденно тратим на вещи, не испытывая в них нужды и, как правило, не приносящих нам ничего хорошего. Мне приходится видеть много домов, заполненных всяческим хламом, и их хозяев, страдающих от сердечных приступов, – хозяев, которые так усердно работали, чтобы скопить весь этот хлам.

Свободу, как просто возможность делать ложный и неуместный выбор, понимают лишь те люди, которые всё ещё остаются наивными и недалёкими, чтобы видеть лежащие в основе силы, порождающие каждодневные страсти и принуждение, которые маскируются под свободу. Конечно, человек должен быть свободен, чтобы действовать, выражать свою волю, но при этом никогда не следует доходить до состояния несдержанности. Вы должны знать, что делать и где остановиться. Если вы имеете автомобиль, у которого есть педаль газа, но нет тормозов, то каково же будет положение водителя? Точно так же, если у вас есть свобода, то вы также должны знать, что у вас есть и свобода сдерживать в определённый момент эту свою эксцентричную свободу.

Некоторые люди, которые всё ещё живут при коммунистическом режиме, безусловно, могут быть сдержаны, но это, конечно же, будет принудительное сдерживание. Когда им дадут свободу, смотрите, чтобы их вожделения оставались неосуществлёнными, ибо они могут проявиться даже с большей силой, чем желания людей в какой-либо свободной стране. Так что такое сдерживание должно прийти изнутри, а для этого человек должен получить духовное пробуждение. То есть, мудрость Духа должна завладеть вашим вниманием. Если спросить у гностика или сахаджа йога: «Что тебе нравится? Тебе нравится жгучая пища?», он ответит: «Начну с того, что нет ничего, что мне нравится или не нравится, однако, крайности составляют исключение. Я просто довольствуюсь тем, что есть, каким бы оно ни было. Кому это нужно – понапрасну тратить время, выбирая вещи? Просто получай удовольствие от того, что доступно». Ну, конечно же, если предлагаемая пища очень горячая, или очень кислая, или очень холодная, то он съест лишь немного, поскольку это – крайности.

К несчастью, этот бизнес по обеспечению «выбора» всё в большей и большей мере приобретает экстремальный характер (даже, как мы видим, когда дело касается супружества). Однако, такое стремление вашего эго приумножать возможности выбора сдерживается Духом, потому что, овладевая вашим вниманием, он позволяет вам понять важное эстетическое измерение вашего жизненного опыта. И вот, вместо того, чтобы попустительствовать эго в проявлении жадности к материальным объектам, человек начинает наслаждаться Божественной красотой материи. Или же, получившая самореализацию душа знает, что материя обеспечивает весьма удивительный способ выражения вашей любви, когда вы желаете преподнести некую материальную вещь кому-то ещё. Итак, когда вы видите нечто красивое, в душе у вас пробуждается радостная мысль, что эта вещь была бы подходящей для такого-то любимого вами человека. Например, некий джентльмен вместе с одним сахаджа йогом зашли в магазин, где этому джентльмену очень понравилось какое-то произведение искусства, но он не мог купить его, так как в данный момент при нём не было денег. И вот, его друг – тот самый сахаджа йог – позднее сходил и приобрёл упомянутое произведение искусства, и, подержав его некоторое время, отослал своему другу, как подарок ко дню рождения. Такая забота и глубокое проявление любви очаровали того джентльмена, который был счастлив вдвойне, видя, как понравившееся ему произведение искусства досталось ему благодаря прекрасной мысли своего любящего друга.

Итак, с одной стороны, именно внимание на Божественной прозорливости Духа сдерживает вашу жадность, вашу эгоистичность, ваше стремление к стяжательству и ваш неудовлетворённый ум. С другой стороны, знание того, что вы можете сделать для кого-то, чтобы по-настоящему осчастливить его имеющейся в продаже материальной вещью, вдруг приходит к вам в голову, позволяя понять истинную ценность материи и воспользоваться свободой выбора для того, чтобы выразить свою любовь и повысить качество жизни какого-то другого человека.


0 комментариев

Комментировать

Войдите, чтобы комментировать.