Наад (Звук)

«НААД» – это комбинация: «НАКАР» – жизненного дыхания (воздуха) и «ДАКАР» — энергии (огня). Наад – это когда дыхание, наполненное энергией, рождает музыкальный звук. Рассмотрим это определение, чтобы правильно и совершенно объяснить человеческий голос, который считается первоисточником музыки, по крайней мере, в Индии.

Дух, желающий выразить себя, побуждает ум или желание, ум в свою очередь пробуждает жар или энергию в теле, которая в свою очередь пробуждает дыхание, находящееся в «Брахмагрантхи». Дыхание, вызванное таким образом, поднимается вверх выше и выше шаг за шагом и выходит через грудь и горло, как музыкальный тон. Таким образом, человеческий голос является первичным источником музыки.

«Наад» бывает двух типов: один –«Ахат Наад», другой – «Анахат Наад».

АХАТ  НААД

Этот звук слышится нашими ушами, он создается трением или соударением каких-либо двух вещей. Этот звук напрямую соединен с музыкой. Старейшины рассматривали этот Наад, как музыкальное транспортное средство, для путешествия из этого мира на Небеса.

АНАХАТ  НААД

Этот звук не рождается от удара или трения, обычно он не слышится ушами, человек только знает о его существовании. Это прямая противоположность звуку. Его можно услышать, если плотно закрыть уши ладонями, и в тишине мы услышим что-то подобное «су-у», «су-у…». В древние времена наши мудрецы и святые культивировали этот звук. Он указывал на духовное освобождение, а не на энергию духа. Это не используется в музыке, и вообще не имеет к ней никакого отношения.

Ударный звук (Ахат), который является музыкальным и приятным для ушей называется просто «Наад». Он имеет три характеристики: высоту, тембр и амплитуду.

Высота тона зависит от числа вибраций в этой музыкальной ноте (частоты). Проще говоря: больше вибраций – нота выше, меньше вибраций – ниже.

Тембр – это качество звука помогает на слух дифференцировать и распознавать различные звуки, даже не видя, каким инструментом или голосом они создаются.

Амплитуда (громкость) – интенсивность звука, которая зависит от того, сколь мягко или громко звук произносится.

ШРУТИ

Слово «Шрути» происходит от санскритского корня «ШРУ», что означает – «слышать», но термин Шрути определяется лингвистами как средство выражения. Эти шрути или интервалы передают определенную экспрессию слушателю. В древней музыкальной книге «Свармел Каланидхи» говорится о 22-х нервах в области сердца, и звук этих нервов может быть четко услышан, они и называются Шрути. Эти интервалы не могут быть спеты последовательно, но их возможно услышать в различных мелодичных фигурах в вокальной музыке, или они могут быть продемонстрированы на струнном музыкальном инструменте. Каждый шрути имеет название, которое отражает его характер.

Чтобы глубже понять, что такое шрути, проанализируем один пример. Предположим, один звук имеет частоту 100 вибраций в секунду, а другой 101 вибрацию в секунду. Технически эти два звука отличаются друг от друга, но эта разница настолько мала, настолько тонка, что практически неуловима. Но если мы увеличим разницу, то слушатель сможет услышать эти два различные звука. Они и называются Шрути. Их  двадцать два и все они присутствуют в одном Саптаке или октаве. Исполнить музыку с использованием всех Шрути в одной октаве практически невозможно. Поэтому обычно используется только 12 Свар (нот).

СВАР

Наши Святые и Мудрецы (Риши и Муни) изучали естественные  природные звуки птиц и животных. В результате этого научного изучения были установлены ноты: Шаджа – от павлина, Ришабха – от буйвола, Гандхар – от овцы, Мадхьям – от журавля, Панчам – от кукушки (соловья), Дхайват – от лошади и Нишад – от королевского животного – Слона. Они установили определенную последовательность нот.

Человек – животное, но в ином смысле. Он имеет ум, он может думать. Человек имеет внутри себя божественный дар – Дхвани Питика (Звучащую коробку) – уникальный инструмент, способный выдавать множество звуков – различных Свар и Вьянджанас. Эти различные свары есть музыкальные ноты: Sa,  Re,  Ga,  Ma,  Pa,  Dha,  Ni.

С древних времен  в музыке ноты были описаны, определены и воспроизводились различными способами. Матанг в «Брихаддеши» интерпретирует Свар как что-то сияющее само по себе. В Раге «Вибудха» свар описывается как звук (наад), который проявляет себя, понятный и чарует слушателя. Согласно Шаарангадеву автору «Сангит Ратнакар» Наад сначала слышится как шрути или интервал, затем следует резонанс, который придает выразительность – это и есть нота.

Из 22 — 7 шрути были отобраны и размещены через определенные интервалы в октаве. Эти 7 Шрути называются Свары. Из-за различимых интервалов между ними они слышатся более четко и могут резонировать длительное время, не нарушая баланса вибраций ноты. Это качество делает ноты мелодичными, что очень желательно и является сутью музыки. Свар – это алфавит музыки. Таблица показывает, как размещаются ноты и интервалы, принятые современными музыковедами:

naad1

Ноты могут быть двух типов: Подвижные/Викрит и Неподвижные/Шуддха (чистые).

1. Подвижные/ВИКРИТ СВАРЫ

R,G,D,N и M – подвижные ноты. Движение бывает двух типов. R,G,D,N – чистые ноты. Когда они покидают свои места, они становятся пониженными (бемоль — Комал). Их обозначают горизонтальной чертой под нотой: R G D N.

«М» – единственная подвижная нота, которая поднимается выше. Из-за своего резкого тона она называется Тивра или острая. Она обозначается маленькой вертикальной чертой над буквой: «naad-m» (далее — М`).

2. Неизменные/ШУДДХА СВАРЫ

S и P всегда неизменные или Ачал.

Таким образом, мы имеем 12 Свар: S R R G G M M` P D D N N

naad2


0 комментариев

Комментировать

Войдите, чтобы комментировать.