Рага

Все знания  в древние времена передавались из уст в уста. Веды, Манускрипты, Пураны, Шастры и др. составлялись в форме стихов, гимнов, которые заучивались и запоминались и декламировались под музыку. Музыкальное сопровождение Ведических гимнов позднее развилось в музыкальные настроения, и благодаря этому мы имеем Грамы (гаммы), Мурчханы (тональности) и Джати (мелодии), которые стали основой древней музыки.
Мантры Ригведы были положены на музыку. Эти и другие гимны, когда их исполняли в музыкальных пассажах, известны как Самаведа. Джати (мелодии) развивались дальше. Нам они известны как Раги.
Раги – это мелодичная система, которая развивается экспромтом (импровизированно, непосредственно в данный момент), но согласно определенным правилам и композиции. Слово «РАГА» – производное от Санскритского корня Ран*джа ( ) – обозначающего: доставлять удовольствие, быть согласным, милым. Буквально все, что делает приятным, успокаивает ум, будет Рага. Технически – это свежая, сладкая, благозвучная комбинация музыкальных тонов, идущих последовательно один за одним.
Рага сделана из особого звука, в котором имеется особенная конструкция свар и варн, которые увеличивают красоту Раги, которая, пробуждая человеческий дух, успокаивает умы слушателей и дарит им радость.

ВАРНА

В музыкальном процессе имеется 4 качества, которые вместе называются Варна:

1. Стхаи  2. Арохи  3. Аварохи  4. Санкхари.

СТХАИ – создается вибрациями от повторения Свара. Например: SSS,  RRR,  GGG. Значение Стхаи – тот, кто остается.
АРОХИ – восходящая последовательность Свар (асценденс), другими словами – подъем по лестнице октавы: S R G M P D N S*.
АВАРОХИ – нисходящая последовательность (десценденс): *S N D P M G R S.
САНКХАРИ ВАРНА – это Стхаи, Арохи и Аварохи вместе.

АЛАНКАР

Его назначение – орнамент, украшение (Палтас), с их помощью увеличивается развлекательная ценность музыки. Благодаря этим украшениям можно получить намного большее удовольствие от развития Раги. Например:  SR  SRG  RG  RGM  GM  GMP.

ПРАВИЛА  РАГ:

1. В Раге должно быть не менее 5 нот.
2. Рага должна вытекать из Тхата (основываться).
3. Частое использование чистой ноты рядом с следующей за ней пониженной – весьма посредственно и не музыкально. Например:  SR   RG   GM…
4. Варны необходимы и существенны для Раг.
5. Нота «S» (Шадджа) должна быть в каждой Раге.
6. Рага в которой не используются и «М» и «Р» (Мадхьям и Панчам) вместе не может быть Рагой. Например, эта Ароха или Авароха: S R G D N S.
7. Каждая Рага должна иметь Вади, Самвади и Анувади.

ВАДИ,  САМВАДИ,  АНУВАДИ  и  ВИВАДИ

Эти четверо связаны жестким музыкальным правилом, которое легче объяснить метафорой: Вади – Король, Самвади – министр, Анувади – слуга и Вивади – оппонент или враг.
ВАДИ – звук, который наиболее часто используется в Раге.
САМВАДИ – звук, которая используется реже, чем Вади, но больше чем любая другая нота. Самвади – всегда в помощь Вади.
АНУВАДИ – дополнение к Вади и Самвади.
ВИВАДИ — звук, который портит Рагу и поэтому не должен в ней использоваться.
Звук Вади занимает важное место в Раге – это почти ее жизнь. Время, указанное для любой Раги, определяется по звуку Вади. Когда изменяется Вади Свар – меняется сама Рага. В нескольких Рагах ноты Арохи и Аварохи могут быть одними и теми же, но Вади и Самвади всегда разные. Это дает рождение различным Рагам.

МУРЧХАНА

МУРЧХАНА — это порядок расположения всех 7 нот в Арохе и Аварохе.
Имеется три грамы. В них три раза по 7 Мурчхан. Общее их число 21. Например:

S R G M P D N N D P M G R S — Шаджа Грам – гамма S
M P D N S* R* G* G* R* S* N D P M — Мадхьям Грам – гамма М
N S* R* G* M* P* D* D* P* M* G* R* S* N — Нишабх Грам – гамма N

РАЗЛИЧЕНИЕ  РАГ

Имеется 3-и Рага Бхедас: ШУДДХА, ЧХАЙАЛАГ (смешанная) и САНКИРНА.

ДЖАТИ  РАГ

Их три: Одав, Шадав и Сампурна. Они распознаются по числу нот.
ОДАВ – Рага, в которой 5 нот – Раги: Бхуп, Мальканса
Например: БХУП – S R G P D  |  S* D P G R
ШАДАВ – в которой используется 6 нот – Раги: Марва, Пурийа…
Например: МАРВА – S R G M`D N  |  S* N D M`G R
САМПУРНА – которая требует 7 нот – Раги Яман, Бхайрав
Например: ЯМАН – S R G M`P D N  |  S* N D P M`G R

Три пары «УПА-ДЖАТИ», образующиеся из 3 вышеназванных Джати, формируют следующие 9 типов Джати. Исходя из структуры этих Джати мы можем узнать приблизительное число Раг:

САМПУРНА

САМПУРНА — САМПУРНА Ароха: 7 нот Авароха: 7 нот 1 Рага
САМПУРНА – ШАДАВ Ароха: 7 нот Авароха: 6 нот 6 Раг
САМПУРНА – ОДАВ Ароха: 7 нот Авароха: 5 нот 15 Раг

ШАДАВ

ШАДАВ – САМПУРНА Ароха: 6 нот Авароха: 7 нот 6 Раг
ШАДАВ – ШАДАВ Ароха: 6 нот Авароха: 6 нот 36 Раг
ШАДАВ – ОДАВ Ароха: 6 нот Авароха: 5 нот 90 Раг

ОДАВ

ОДАВ – САМПУРНА Ароха: 5 нот Авароха: 7 нот 15 Раг
ОДАВ – ШАДАВ Ароха: 5 нот Авароха: 6 нот 90 Раг
ОДАВ – ОДАВ Ароха: 5 нот Авароха: 5 нот 225 Раг

ГРАМ

Грам — это строго дисциплинированное расположение 7-ми Шрути (Саптак).
Если в Саптаке расположение Шрути таково: 4-3-4-2-4-3-2, он становится «Грам».
Если следующий порядок: 4-3-2-4-3-4-2, тогда это уже другой «Грам».
Имеется 3-и типа Грам: ШАДЖА, ГАНДХАР и МАДХЬЯМ.

ГРАМ – ЧАКРА

S R G M P D N — Шадья Грам
S R G M P D N — Гандхар Грам
S R G M P D N — Мадхьям Грам

Имеется 10 знаков (ЛАКШАНОВ), которые выделили наши Старейшины, чтобы идентифицировать Раги:

1.Граха  2.Амша 3. Ньяс  4.Таар  5. Мандра  6. Апаньяс  7. Саньяс  8. Виньяс  9. Бахутва  10. Альпатва.


0 комментариев

Комментировать

Войдите, чтобы комментировать.