Определения музыкальных терминов, составляющих композицию

ГАМАКА – это способы обыгрывания, орнаментации нот. С древности известны 15 их типов:
Кампита – Shake — дрожь, трель, встряска,
Аахат – Strike — удар,
Tрибхинна — Threefold– сложенный из трех, разделённый,
Плавита – Flowing — течение, плавание,
Курула – Spiral — спираль,
Тирип – Flurry — волнение, шквал,
Мудрита – Imprint — впечатление, отпечаток,
Намита –Obeisance – поклон, уважение, почтение,
Андолита – Swing — качание, колебание, размах,
Валит — Vipple,
Гумпхита – Threaded — нанизанный,
Мишрит – Mixed — смешанный,
Спхурита – Pulsating — пульсирующий, вибрирующий,
Лин – Absorbing — захватывающий, увлекательный,
Уллазит – Happy  — счастливый, удачный, блестящий, взволнованный.

Многие из этих Гамака до сих пор используются в Карнатак Музыке. Сейчас Гамака называют ноты в  Северной Индийской Музыке исполняемые (вибрируемые) с силой, что является важным в технике стиля Дхрупад. Даже в Бадаа Кхайял очень часто используются Гамака. Очень многие из древних вариаций Гамака используется в Северной Индийской Музыке под своими или под другими именами.

КАН или СПАРШ СВАРЫ – украшающие звуки, делающие звучание главной ноты слаще. Они пишутся справа от основной и меньше. Например: Gp  Gp, где G – главная нота.

МУРКИ – короткий Таан – 3 или 4 ноты, пропетых очень быстро.

КХАТАКА – две или более нот пропетых или исполненных резко (с акцентом). Например: SRNS – эти четыре ноты пропеваются настолько быстро, что воспринимаются как одна «S».

МИНД – («подъезд») это техника продления звука от одной ноты до другой. Она поддерживает постоянство звука, принося однородный поток, мягкость и протяжность пения или игры на инструменте.

СТХАИ – это первая часть композиции, в которой используется нижняя и средняя октавы.

АНТАРА – это вторая часть композиции. Она развивается в средней и верхней октавах.

МУКХАДА – это первая линия композиции, которая повторяется через каждый Таан, Аалап или Бол-Таан, когда композиция исполняется в сопровождении Таблы.

ААЛАП – очень выразительная форма, когда в медленном темпе постепенно раскрывается Рага, усиливаемая Вади, Самвади и другими отличительными чертами. Слово «ААЛАП» – означает диалог между музыкантом и Рагой, в который втягивает всю аудиторию. Аалап так же отражает глубину творчества, тренированность и темперамент исполнителя. В Аалапе музыкант импровизирует в медленном темпе, обыгрывая каждую ноту,  начиная с нижней октавы, используя технику Минд, Кан-Свар и др. Аалап, который поется вначале, исполняется без ритмического аккомпанемента. Когда подключается табла или любой другой инструмент, Аалап исполняется немного быстрее и ритмичнее, и вместо нот могут использоваться даже слова. Аалап может пропеваться в Аакар – т.е. без использования каких-либо слогов, только используя звук гласной (а-а…). Некоторые певцы используют слоги: ТЕРИ, НОМ, ТОМ И, и тому подобные.

ТААН – импровизирование в быстром темпе, с использованием нескольких нот. Таан – это технически сложный прием, который показывает уровень и виртуозность, опытность и сноровку в создании сложных музыкальных узоров совместно с вариациями ритма. Таан тоже может исполняться в Аакаре. Скорость — очень важный фактор для пропевания Таан. Ниже даны некоторые из важнейших типов Таанов или мелодических фигур.
ШУДДХ (чистый) или САПАТ —  ТААН, в котором ноты размещены по порядку в одной или более октавах. Например: NSRGMP MGRSNDPMGRS.
КУТ ТААН – ноты не остаются в одном порядке, это прямая противоположность Сапат Таану. Например: GRG PD NDP S DPGRS.
МИШРА ТААН – это комбинация двух вышеназванных.
ГАМАК ТААН – это использование Гамак в Таан — техника, которая добавляет силу нотам, и каждая нота повторяется по меньшей мере дважды. Например:  SSSS  RRRR  SRDS.
БОЛ-ТААН – это Таан со словами. Это трудный тип Таан, так как при исполнении должны учитываться: правильность проговаривания слов, лирическая красота поэзии, значение песни.


0 комментариев

Комментировать

Войдите, чтобы комментировать.