Рага и время

Когда Брамхаджи создавал Вселенную, он сделал только два Прахарас: День и Ночь. Затем он погрузился в размышления. Все Боги были в ужасе. Господь Брамха, Господь Вишну и Господь Махеш совещались вместе какое-то время, затем Господь Брамха сделал 8 Прахарас.

8 прахарас или 24 часа составили день. И этот полный день был поделен на два: День и Ночь. В этом «восьми-прахарном» дне имеется два момента, когда это неясный день или неясная ночь – это сумерки. В музыке это называется время сумерек – «Twilight time».

Утро – конец ночи и начало дня. Все вокруг, вся атмосфера очень приятна. Кажется, что Солнце, Бог Света, рассылает послания радости своими лучами. Это лучи радости или надежды, и это рассвет.

Вечер – это конец дня и приход ночи – это потёмки. Солнце садится, свет находится на своём пути домой. Запад неба окрашен подобно цветному калейдоскопу.

Музыка в Индии тесно связана с эмоциональным аспектом жизни. Раги пробуждают определённые настроения определённого дня и времени суток. Каждая четверть дня связана с определенной эмоцией, вот почему Раги, исполненные в определённое время, предназначенное для них, развиваются более естественно, и настроение может быть передано более выразительно. Временной теории придерживаются очень строго даже сейчас. Для музыкального слуха Рага, исполненная не в своё время, звучит очень странно. Она может, и очень сильно, нарушить эмоциональное состояние аудитории.

Имеются определённые характеристики Раги, которые привязывают их к определённому времени.

Раги, которые имеют Вади (основную ноту) в нижнем тетрахорде (Пурванг), называются Пурванг-Вади Раги. Эти Раги исполняются в промежуток времени с полудня до полуночи. Раги, Вади которых находится в верхнем тетрахорде (Уттаранг), называются Уттаранг-Вади Раги. Время их исполнения от полуночи до полудня. Но это деление не лишено сомнений.

Другое подразделение Раг – на основе нот:

1. Раги с Комал (пониженными) R и D. Эти Раги называются Сандхи-Пракаш или Раги Сумерек. Они исполняются на восходе – Раги Бхайрав, Калиндага, Джогия, или на закате – Раги Пурви, Марва, Шри…

2. Раги с Шуддха (неальтерированными) R и D. Время этих Раг – после сумеречных, где-то между 7 и 10 часами утра – Раги Билавал, Дешкар, или вечера – Раги Яман, Бхупали, Кхамадж…

3. Раги с Комал (пониженными) G и N. Они исполняются после Раг с шуддха R и D, т. е. от 10 часов до полудня – Раги Асавари, Джаунпури, Бхимпаласи, или до полуночи – Раги Багешри, Мальканс

Музыка в Индии осталась очень близка к природе, вот почему время суток и время года (сезон) так важны для Раги. Кроме фиксированного времени, некоторые Раги соотносятся с определенными сезонами. При исполнении в это время они пробуждают больше эмоций и звучат более трогательно, и их редко услышишь в другое время. Например: Рага Васант, как указывает ее название, исполняется только весной, также как и Рага Бахар. Рага Мальхар, и другие Раги этого же типа исполняются в сезон дождей.

Имеется связь между циклом времён и Рагини. Это связь мелодии, особого приятного чувства и личного опыта. Санскрит обозначает это как «Ятхакали Самарабдхам Гитам Бхавати Ранджакам», т. е. Рага Дипак создаёт жар, Рага Мегха – уменьшает жар (гасит огонь). Об этом имеется несколько историй времён короля Акбара и певца Тансена.

Согласно Индийскому календарю имеется 6 сезонов, которые соотносятся с 6-ю главными Рагами, согласно «Бхарате» и «Хануману» Сомешвара:

Чаитра-Вайшак

Васант Риту

Весна

Рага Хиндол

Джештха-Ашадх

Гришма Риту

Лето

Рага Бхайрава

Шраван-Бхадрапад

Варша Риту

Сезон дождей

Рага Мегха

Ашвин-Картик

Шарад Риту

Осень

Рага Мальканса

Маргаширша-Пауша

Хемант Риту

Ранняя Зима

Рага Дипак

Магх-Фалган

Шишир Риту

Поздняя Зима

Рага Шри

 

СЕЗОНЫ:

ВАСАНТ

ГРИШМА

ВАРША

ШАРАД

ХЕМАНТ

ШИШИРА

Раги:

Хиндол

Дипак

Мегха

Бхайрав

Шри

Каушик

Рагини:

Дешакхья

Карнатака

Гурджари

Бенгал

Асавари

Кукубх

Патаманджири

Камоди

Тунк

Бхайрави

Дханашри

Кхамбайяти

Рамкали

Кедари

Дешкар

Мадхьямади

Малава

Гунакари

Лалита

Деши

Бхупали

Барати

Малавашри

Гаури

Веравали

Ната

Маллари

Саиндхави

Васант

Тоди

Упарага:

Ананда

Камала

Кальян

Тилак

Кумбх

Кхокар

Упарагини:

Гаура

Калинга

Гаджадхара

Мадху

Гамбхира

Чандрака

Чандракинва

Кунтала

Гандхара

Мадхав

Гупасагар

Нанда

Прадхана

Кусума

Джаландхара

Панчам

Гауда

Прабала

Мангала

Чампака

Нара Нарайяна

Пурийя

Бихагада

Бадаханса

Бибхаса

Рама

Санкараб-Харанам

Баланеха

Малава

Бхрамара

Винода

Лахар

Шахана

Соху

Шанкара

Мару

Шобха

Хималайя

Шаранга

Харша

Синдхура

Мевад

Упаснуша Рагини:

Керави

Ахири

Кадамбаната

Анадахи

Кумбхи

Камбоди

Джамти

Джэйджэй-ванти

Каннарната

Кумбхари

Дайявати

Гандхари

Тривени

Бхупали

Гауди

Патадипика

Виджайи

Джеташри

Девагири

Мангала-гурджари

Ната-манджири

Фала-гурджари

Сарва

Дурга

Парвати

Манохари

Парадж

Билавали

Садасати

Дханашри

Пурви

Мала-гурджари

Бахар

Бхайрави

Сахастра-ширша

Бхимпаласи

Лилавати

Ямунакальян

Манзи

Соха

Сохани

Малашри

Сарасвати

Хамир-кальян

Шуддханата

Сорти

Кшема

Судхарами


0 комментариев

Комментировать

Войдите, чтобы комментировать.