Стили в классической индийской музыке

ДХРУПАД – песня фиксированного состояния ума. Ранее он был известен как Дхрувапад. На языке Санскрит «ДХРУВА» – фиксированная, «ПАДА» – песня. И как говорит название Дхрупад – это философская и духовная интерпретация Наад Йоги и напоминание старого Прабандха стиля. Его происхождение датируется временем происхождения Самведы, менялся наряд (внешняя сторона), но сохранился духовный характер и достоинство. Языком Дхрупад в те дни был Санскрит. Сейчас некоторые тексты были написаны на Брадж и Авадхи диалектах хинди. В средние века Дхрупад обрёл свою современную форму в 15 веке, благодаря Раджа Маан Сингх Тамар.

Дхрупад глубокий и спокойный стиль классической музыки. Его композиция делится на 4 части: СТХАИ, АНТАРА, САНЧАРИЯ и АБХОГ.

Современная форма Дхрупада имеет чаще только Стхаи и Антар. Перед композицией исполняется Рага с большой прелюдией, называемой Аалап или Джор. Аалап поётся с использованием слов ХАРИ (Господь Вишну), ОМ – священный монослог или эпитет Бога Всемогущего и вечного, АНАНТА и др. Эти слова иногда сокращаются для удобства. Джор – это ритмическое исполнение Раги с постепенно возрастающей скоростью мелодического рисунка. Композиция пропевается под аккомпанемент ударного инструмента Пакховадж, ведущего сложный ритмический рисунок, в подходящих для этого стиля Таалах: Чар, Рудра, Брахма Таал и др. А глубокий голос ещё более подходит этому высокопарному стилю.

ДХАМАР – это более лёгкая форма Дхрупада, исполняемая как Дхамар Таал. Лирика в основном описывает игры Радхи и Кришны и весенний праздник Холи. Дхамар также имеет две части: Стхаи и Антара.

КХАЙЯЛ – это персидское слово, которое обозначает мысленный образ. Это создание мелодических рисунков, с помощью различных техник, основываясь на основных правилах Раги. В сравнении с Дхрупадом Кхайял имеет большую свободу. Музыкант может использовать все свои творческие способности, поднимаясь до высот своего знания, опыта и техники. Он имеет два типа: Виламбит или Бада Кхайял и Друт или Чхота Кхайял.

ВИЛАМБИТ КХАЙЯЛ – этот стиль был изобретён в 15 веке королём Джанпура – султаном Хуссейном Шарки. Братья-близнецы Садаранг и Адаранг создали много произведений в стиле Кхайял, в то время использование этого стиля считалось чем-то низшим. Позднее, три брата: Хадду, Хассу и Натху из Гвалиора, сделали этот стиль очень популярным.

Виламбит Кхайял исполняется в медленном темпе. Композиция также состоит из двух частей: Стхаи и Антара. Для орнаментации композиции используются такие техники как Минд, Кхатака, Таан, Гамак и др. Переплетение различных мелодических фигур и Бол-Таанов создаёт единую нить – суть пения Кхайяла. Традиционно используемые языки – Персидский, Урду, Брадж и Авадхи диалекты хинди. Слова в Кхайял – описывают разнообразные эмоции, красоту природы и по большей части игровые моменты Господа Кришны. Используются Таалы: Тилвара, Дхумра, Аадачаутал, Экатал и др.

ДРУТ КХАЙЯЛ – это композиция в среднем или быстром темпе. Его появление датируется временем Амира Кхусро, знаменитого учёного и суфия святого музыканта (14 век н.э.), предполагается, что именно он был основателем этого стиля пения.

Композиция короткая и как в Виламбит Кхайял украшается различными техниками. Единственная разница между ними – это темп. В Друт Кхайял используется Тинтал, Джаптал и т.д. Кхайял – это самая популярная форма классической музыки в современное время.

ТАРАНА – то же классическая форма, но композиция не имеет поэтической красоты, потому что используются только Болы и слоги: ТА, НА, РЕ, ДЕ, ОДААНИ и др. – какие именно не имеет значения. Учитель персидского и арабского, Амир Кхусро нашел изучение санскрита очень сложным, и тогда он создал несколько, основанных на Болах, мелодий, которые стали очень популярными.

Тараны поются в очень быстром темпе, поэтому этот стиль требует очень большого мастерства, техники и упражнений. Ритм очень важен в Тарана. Он также имеет две части: Стхаи и Антар.

САРГАМ – короткие композиции, в которых используются названия нот. Состоят из Стхаи и Антара и опираются на Таал.

ЛАКШАН ГИТ какой-либо Раги – это композиция, описывающая особенности этой Раги. Лакшан Гит также поделена на две части: Стхаи и Антара. В Лакшан Гит исполняется в Тинтал, Джаптал, Экатал.

ТХУМРИ – создание, изобретение этого стиля не соотносят с каким-либо человеком или временем, но предполагают, что Тхумри был очень популярен при дворах Навабов в Лакноу.

Тхумри очень мягкая мелодичная форма, выражающая нежные чувства Любви. Обычно сама композиция очень короткая, но импровизация и использование множества рисунков и техник позволяет выразить различные оттенки чувств. Тхумри используются в Рагах, которые передают лёгкое настроение, таких как Кхамадж, Пилу, Бхайрави, Тиланг, Пахари и др. Для этих композиций используются Дипчанди (14 ударов), Тинтал (16), Дадра (6) Таалы.

БХАДЖАН – песня или ПОЭМА О ПРЕДАННОСТИ, составленная на основе Раги. Слова очень важны в Бхаджане. Подобно Тхумри, Бхаджан очень выразительный стиль, поэтому важна экспрессия песни, а не чистота Раги. Большинство Бхаджанов исполняются в среднем темпе, Талы: Дадра (6), Рупак (7), Кехерва (8) и Тинтал (16). До сих пор очень популярны поэмы о преданности великих святых: Мира, Кабир, Сурдас, Тулсидас, Нанак и др.

ГАЗАЛ – литературная поэма на Урду или Персидском, главным образом выражающая чувство Любви. Используются Кехерва, Дадра и Тинтал. Выдающиеся черты Газала – это высокая лирическая поэзия и приятная мелодия, которые могут передавать нежность искренних чувств без искажения. Очень популярны Газалы таких поэтов, как Гхалиб, Мумин, Дааг, Сахир Лудхианви, Файз Ахмед Файз.

Тхумри, Бхаджан, Газал – относятся к лёгким формам классической музыки.

СЦЕНИЧЕСКАЯ ПОСТАНОВКА – это наивысшая форма сценического искусства. Вибрации и тончайшая гармония мелодии всепроникающи. И тот, кто попадает в эту сферу, не может не оставаться невовлечённым. Радость и экстаз, испытываемые при этом, невозможно выразить словами. Выступая на сцене, музыкант должен иметь в виду это особое качество музыки и использовать все преимущества этого.

Секрет успеха артиста и этого искусства лежит в представлении, в музыке это особенно важно, потому что аудитория и музыкант находятся лицом к лицу друг с другом. Выступая на сцене, музыкант поёт не для себя. Аудитория разделяет с ним его музыку. Поэтому огромное значение имеет тщательный выбор Раги с учётом времени, места и типа аудитории.

Исполнитель должен выглядеть и чувствовать себя расслабленным. Если видно напряжение на лице или в его манерах, то такие же чувства он передаёт слушателям, которые пришли на музыкальный концерт наоборот чтобы избавиться от напряжения. И когда певец напряжён, он не может установить хорошую связь с аудиторией.

Аалап – первая часть темы. Он подготавливает почву и предваряет Рагу. Аалап выражает темперамент певца. Так Аалап пропетый в поспешной манере заставляет слушателей почувствовать дискомфорт.

Исполняя композицию, певец должен произносить слова очень чётко. В вокальной музыке слова помогают выразить чувства. Поэтическая красота и значение фразы взятой для импровизации не должны быть испорчены.

Некоторые музыканты вырабатывают специальные манеры и жесты для самовыражения. Нежелательно делать много движений и гримас, за исключением жестов рук и обычного выражения лица. Об этом много написано в древних книгах о музыке.

Певец должен петь естественным голосом. Голос должен звучать согласно настроению Раги, значению слов и используемых техник.

Ударные инструменты играют огромную роль в усилении выступления солиста. Должна быть дана возможность игроку на Табле и другим аккомпаниаторам (на саранги, гармонике) показать своё мастерство. Это также позволяет солисту отдохнуть в ходе представления, подхватывая мелодию и поддерживая непрерывность представления.


0 комментариев

Комментировать

Войдите, чтобы комментировать.