Гхараны

Традиционные формы исполнения Кхайяла, сохраняющие его характерные черты и отдельные особенности создали уникальные стили представления. Такие детализации стиля создали ГХАРАНЫ – школы знаменитых маэстро с их учениками, роднёй и знакомыми.

Отличительные черты Гхаран – это:

1. композиция

2. тональные качества голоса

3. импровизация и развитие Раги

4. использование Таанов и Бол-Таанов

5. вариации ритма

6. выбор Раги.

Наиболее известные Гхараны в системе Кхайял: Гвалиорская Гхарана, Агра Гхарана, Кирана Гхарана, Дели Гхарана, Джайпур Гхарана, Патиала и Алладия Гхараны.

ГВАЛИОРСКАЯ ГХАРАНА

Отличительные черты:

1. пение Кхайяла в стиле Дхрупад

2. пение открытым сильным голосом

3. типичный стиль импровизации Аалапа

4. специальное использование Гамакас

5. использование прямого Таан, а также умеренное использование сложных мелодических узоров

6. вариации ритма в Бол-Таан.

Открытое гортанное пение сильного мужского голоса, отличающегося корректной вокальной исполнительской культурой, безупречной интонационной чистотой. Культивировался Кхайял, не усложнённый излишними деталями. Преобладало прямое молодическое движение, в меру обогащённое различными приёмами орнаментации.Чётко проступала соразмерность составляющих Рагу разделов – это был монолит в стилистическом отношении с индивидуальным художественным подчерком.

Создателем считается Наттхан Пир Бакш. Затем его сыновья Кадир и Пир Бакш, и внуки Хадду, Хассу и Наттху Кхан продолжили традицию, которая дальше развивалась их детьми и учениками.

Приёмный сын Наттху Кхана – Нисар Хуссейн Кхан был знаменитым придворным музыкантом и занял место отца после его смерти. У него было много учеников, но имена Шанкара Пандита, Бхау Рао Джоши и Рамкришна Бува Вазе выделяются особо. Сын Шанкара Рао Пандита – Кришна Рао Пандит – «ветеран», представляющий эту Гхарану длительное время, пока не ушел в 1989г.

Другие великие музыканты, принадлежащие этой Гхаране: Васудэв Джоши, Баба Дикшит, Балкришна Бува и т. д. Блестящий ученик Балкришна Бува – Пандит Вишну Дигамбар Полускар сделал эту Гхарану известной. У него было также много учеников, некоторые из них стали такими известными, как Пандит Омкар Натх Тхакур, Пандит Винаяк Рао Патвардхан, Нарайян Рао Вьят и способнейший сын Пандит Вишну Дигамбара Полускара – Даттатрея Полускар, который умер в очень юном возрасте. Все они внесли большой вклад в музыку и продолжили традицию во времена после получения Индией независимости.

АГРА ГХАРАНА

Отличительные черты:

1. Подобно Гвалиор Гхаране певцы предпочитают пение открытым сильным голосом. Массивное живописное полотно выполненное эффектными крупными мазками. Суровость и строгость подчёркнута специфической постановкой голоса, требующей носового (сиплого) тембра.

2. У истоков стояли исполнители Дхрупада, перепрофилировавшиеся с течением времени в исполнителей Кхайяла.

3. Подобно певцам Дхрупада, исполнители Агра Гхараны пропевают Аалап чётко скандируя слоги: Ном — Том, Тери и др.

4. Особое значение предаётся пропеванию композиции.

5. Они хорошо контролируют ритм.

Агра и Гвалиор Гхараны имеют особые взаимоотношения, причина этого в общих чертах. Основатель Агра Гхараны – Хааджи Суджаан Сахиб, который был зятем Тансена, знаменитого придворного музыканта Могольского Императора Акбара. Его традиции поддерживались Гхадж Кхудаа Букш, который после обучения в Гвалиор Гхаране опять вернулся в Агра Гхарану, сохранив некоторые черты Гвалиор Гхараны, добавив свои собственные черты. Вот как были сформированы эти особенные отношения.

Знаменитый музыкант Устад Фэйаз Кхан известен как наилучшая жемчужина Агра Гхараны.

В жёсткий стилистический почерк Гхораны в начале ХХ века Файяз Кхан привнёс ярко выраженный лирический оттенок, школа приобретает известность как Рангила – лирическая школа.

ДЕЛИ (Дельхи) ГХАРАНА

Отличительные черты:

1. мастерский показ композиции

2. особая техника пения Кхайяла

3. использование Бол-Таанов в быстром темпе.

Считается, что Дели Гхарана была основана Таанрас Кханом после падения Империи Моголов. Как указывает имя, Таанрас Кхан был экспертом в области Таанов. По некоторым причинам, несмотря на своё центральное географическое положение и наиболее демократический язык, объединяющий особенности всех североиндийских Гхоран, она не получила широкого распространения. По истечении многих лет, она была вызвана к жизни Устадом Чаад Кханом в результате тяжёлой работы. Сыновья и ученики понесли светоч традиции дальше. Сын Устада Чада Кхана – Назир Ахмед Кхан был особо известен своими блестящими Таанами.

ДЖАЙПУР ГХАРАНА

Говорят, что Джайпур Гхарана основана Мухаммад Али Кханом. Позднее она разделилась на ПАТИАЛА и АЛЛАДИА КХАН Гхараны.

ПАТИАЛА ГХАРАНА – отличительные черты:

1. искусное представление Кхайяла

2. точные композиции

3. сложные Тааны

4. пропевание Таанов в быстром темпе

5. исполнители наряду с исполнением Кхайяла также искусны в пении Тхумри – романтический дух и стремительно-виртуозная ритмика.

Эта Гхарана была создана двумя братьями Али Букш и Фатте Али. После обучения у маэстро Джайпур Гхараны, эти два брата основали независимую Гхарану. Знаменитый музыкант Устад Бада Гулам Али Кхан, особенно известный своим мелодичным голосом, принадлежал к этой школе. Его сын Мунаввар Али Кхан и его ученики Баде Гхулам Али Кхан успешно продолжали его традицию.

АЛЛАДИАА КХАН ГХАРАНА – отличительные черты:

1. предпочтение отдается малоизвестным Рагам

2. сложные Тааны

3. музыканты специализировались в пении Бадаа Кхайяла в очень медленном темпе

4. важны Бол-Тааны и Аалап.

Эта Гхарана названа по имени основателя Алладиаа Кхан Сахиба. Он разработал особый стиль пения – гайяки – приёмы мелодического развития совместно с ритмической игрой формул таала. Его ученица Кесар Баи Керкар продолжила развитие этого направления. Рабиндранат Тагор называл её «королевой мелодии». Два его сына: Манджи и Бхурджи Кхан были известными представителями этой Гхараны наряду с Бхаскар Бува Бакхале, Кесар Баи Керкар, Магху Баи Курдикар и др. Сегодня эту Гхарану представляет Смт. Кишори Амонкар.

КИРАНА ГХАРАНА

Отличительные черты:

1. важным считается Аалап

2. выразительное экспрессивное исполнение

3. музыканты этой школы особенно отличаются в исполнении Дхумри.

Неизвестно, кто основал эту Гхарану, но Абдул Карим Кхан и Абдул Вашид Кхан оживили и распространили эту Гхарану. Абдул Карим Кхан был известен своим мелодичным голосом. Эта Гхарана имела многих блестящих музыкантов: Савааи Гандхарва, Суреш Бабоо Мане, Смт. Хирабай Бадодекар, Рошанара Бегум, Устад Амир Кхан, Смт. Гангубай Хангал и знаменитый маэстро Пандит Бхимсен Джоши.

Это главные школы пения Кхайял. Традиции продолжаются и Гхараны сохраняют своё влияние в музыке. Если вы хотите не только слушать музыку, но и наслаждаться ею — единственная вещь, которую вы можете сделать – это полностью и безусловно отдаться этой Гхарана Музыке. Оттдача и наслаждение всегда идут вместе.

Развитие понятия Гхарана возможно пришло от необходимости сохранения. Сохранение – это основное человеческое качество. Сохранение естественно и инстинктивно, и когда создаётся что-то великое, это желают сохранить. Благодаря этому процессу сохранения человеческая цивилизация может гордиться Великими Святыми Ведами и Великой мелодичной Музыкой. Веды сохранились благодаря Ведическим институтам, Музыка – благодаря Гхаранам.

Сохранение не только важно, но и существенно для любой цивилизации. Даже фанатичные и ортодоксальные элементы равно существенны для любого сохранения, потому что сохранение означает точность.

Этот Гхарана стиль Музыкального представления неослабно продолжается и сегодня, и даже обогащается.

Перечень певцов различных стилей музыки

КХАЙЯЛ стиль –

Устад Амир Кхан

Пандит Бхимсен Джоши

Пандит Кумар Гандхарва

Пандит Джасрадж

Пандит Джитендра Абхишеки

Др. Васантрао Дешпанде

УстадНазакат Али Саламат Али

Устад Баде Гулам Али Кхан

Пандит Малликарджун Мансур

Пандит Д. В. Палускар

Кесарбаи Керкар

Модубаи Курдикар

Рошнара Бегум

Парвин Султана

Маник Верма

Кишори Амонкар

ТХУМАРИ стиль –

Устад Баде Гулам Али Кхан

Устад Назакар Али Саламат Али

Бегуцм Акхтар

Шобха Гурту

Нирмала Арун

Устад Баркат Али

Гуриджа Деви

ГХАЗАЛ стиль –

Гулам Али

Механди Хасан

Бегум Акхатар

Мадхурани

Джагджит Сингх

УРОВЕНЬ стиля музыкального пения

Бал Гандхарва

Мастер Динанатх Мангешкар

Кешврао Бхосале

Др. Васантрао Дешпанде

Пандит Джитендра Абхишеки

Маник Верма

Певцы ПРЕДАННОСТИ –

Пандит Джитендра Абхишеки

Пандит Бхимсен Джоши

Ануп Джалота

КАЧЕСТВО стиля –

Устад Нусарат Фатех Али

Шанкар Шамбху

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ –

Лата Мангешкар

Аша Вхонсле

Мохаммад Рафи

Манна Дэй

Кишоре Кумар

Мукеш

Игроки на ИНСТРУМЕНТАХ –

Шешенай – Устад Бисмила Кхан

Ситар — Пандит Рави Шанкар, Устад Вилайят Кхан, Устад Абдул Халим Джафар Кхан

Сарод — Устад Амджад Али Кхан, Зарин Дарувала, Устад Али Акбар

Сантур — Пандит Шивакумар Шарма

Басари (флейта) – Пандит Харипрасад Чаурасия, Пандит Виджай Рагхаврао, Пандит Панналал Гхош

Скрипка — Пандит В. Г. Джог, Н. Раджам

Саранги — Пандит Рам Нарайян, Устад Султан Кхан

Табла — Устад Ахаммадджан Тхираква, Пандит Самта Прасад, Пандит Кишан Махарадж, Устад Алларкхан, Устад Закир Хусейн, Устад Ниджамуддин.


0 комментариев

Комментировать

Войдите, чтобы комментировать.