Музыкальные инструменты, используемые как аккомпанемент в классической вокальной музыке

Инструменты, используемые как аккомпанемент, являются не только хорошей поддержкой для вокалиста, но и увеличивают качество музыки, поэтому даже сольный концерт становится групповой работой. Хорошее взаимопонимание между солистом и аккомпаниатором очень желательно, иначе не будет достигнута гармония, что повлияет на представление.

Танпура, Табла, Пакховадж, Саранги и Гармоника – главные инструменты для аккомпанемента.

ТАНПУРА – классический струнный инструмент. Его глубокие монотонные резонирующие звуки – это прелюдия к исполнению и прекрасная основа для человеческого голоса. Танпура помогает удерживать высоту голоса. Тамбора или Танпура очень популярна на Севере, кажется, она происходит ещё со времён Гандхарвов, которые описываются в Индийской мифологии, как царственные музыканты. На картинах они всегда рисуются с Танпурой.

Танпура изготавливается из сезонного дерева и полой высохшей туквы. Длина инструмента варьируется от 3,5 до 5 футов (около 1-1.5м). Современные маленькие Танпуры очень популярны у инструменталистов. Струны помещаются на костяной или деревянный порожек. Танпура имеет 4 струны: 1-ые три стальные, 4-ая медная. 1-ая настроена на ноту Р. нижней октавы, 2-3-я струны, называемые близнецы — «Джори» настроены на ноту S средней октавы. 4-ая струна, называемая Кхарадж настроена на S нижней октавы. Иногда, когда в Раге нет ноты Р, первая струна настраивается на основную ноту Раги. Так в Раге Мальканс 1-ая струна настраивается на ноту М. нижней октавы.

Игра на танпуре не требует большого мастерства, но должна поддерживаться непрерывность звука. Струны нежно захватываются кончиками пальцев: 1-ая – средним, остальные – указательным. Танпура обычно удерживается вертикально, плоское дно тыквы остаётся на земле.

Танпуры, которые используют мужчины и женщины разного размера. Мужчины используют более толстые струны и Танпуры большего размера, что больше соответствует их более низкому тембру голоса.

Танпуры, используемые на Юге, имеют деревянный резонатор, на Севере – основанием является тыква – для большего резонанса.

Мирадж – маленький городок в Махараштре, известный хорошим качеством Танпур.

17tanpura

ГАРМОНИКА – хотя это Западный инструмент, она была приспособлена к Индийской музыке. В большинстве своём Гармоника используется как аккомпанемент в лёгкой классической музыке. Но некоторые музыканты предпочитают использовать её для пения Кхайял. Использование этого инструмента для аккомпанемента всегда как бы спор с музыкантом из-за своего фиксированного звучания, но Индийские музыканты разработали особую технику, сделав звучание Гармоники более подходящей для Индийской Музыки.

17harmonium

САРАНГИ – наиболее подходящий инструмент для аккомпанемента вокалисту, потому что этот инструмент очень близок к человеческому голосу. Он может воспроизводить все голосовые приёмы. Именно по этой причине вокалисты включают этот инструмент во все концерты. В средние века Саранги рассматривался как инструмент, аккомпанирующий поющим куртизанкам, так что потенциальные возможности этого инструмента ушли нераспознанными. Из-за его печального тона Саранги рассматривается как меланхолический инструмент и это вторая причина. Почему он не был популярен среди музыкантов. Игрокам на Саранги пришлось побороться, чтобы довести Саранги до его уважаемого статуса. Даже во времена после получения Индией независимости он долгие годы не считался подходящим для сольных концертов.

Изобретение всех смычковых инструментов относят к демону-царю Раване. Многие народные инструменты подобны Саранги. В древних трактатах на Санскрите подобных Сангит Ратнакар, Натья Шастра, Сангит Дарпан используются различные названия: Саранга, Саранги, Сарангвина и Саранг-вина. Возможно это названия одной из вин, упомянутых в Натья Шастре Бхараты.

Саранги изготавливают из цельного куска дерева длиной около 1,5 фута (около 45-50 см). Этот единый кусок дерева полый и покрыт пергаментом. 4 колка крепятся к полой головке, по одному с каждой стороны. Вместо металлических струн используются струны из кишок. Саранги имеет три таких струны, они отличаются по толщине. Главные струны настраиваются на S и Р. нижней октавы, а третья струна на S средней октавы. Саранги не имеет ладов. От 30 до 35 резонирующих в ответ на вибрации струн, сделанных из меди и стали, помещаются под главными струнами. Они звучат согласно шкал Рааг. Отверстия для фиксирования маленьких колков резонирующих струн располагаются на правой стороне грифа (пальцевой доски).

Саранги помещается на колени исполнителя и упирается в правое плечо. Звуки образуются прижатием кишковых струн кончиками 3-х пальцев левой руки (в области переходной складки ногтя). Играют смычком из конского волоса, который держат в правой руке.

17Sarangi

ТАБЛА – на Арабском – «барабан». Считают, что Таблу изобрёл Суфий Святой Амир Кхусро, разделив старинный ударный инструмент Пакхавадж на две части. Табла состоит из двух барабанов: маленького – табла или даяна и большого – дага или баяна. На даге играют левой рукой. Она может быть сделана из глины, меди, серебра или никеля. Табла изготавливается из полого куска дерева. Оба этих барабана покрыты пергаментом, который крепится кожаными полосками (ремнями), используемых для настройки, для чего под них подкладывают цилиндрические 3-х дюймовые деревянные брусочки, смещаемые металлическим (обычно из латуни) молотком. В даге, вместо кожаных, могут использоваться хлопчатобумажные ремни и металлические кольца.

Табла обычно настраивается на S или Р ноты. Для аккомпанемента голосу и инструментам используются Таблы различного тембра. В зависимости от слогов играют кончиками пальцев или раскрытой ладонью. Табла имеет высоко развитую технику, она может воспроизвести все сложные ритмические узоры голоса и инструментов. Табла добавляет представлению зрелищности.

17tabla

ПАКХВАДЖ – древний музыкальный инструмент, который также называют Мриданг. Он был очень популярен в средние века и использовался для аккомпанемента исполнителям Дхрупада. Его название является производным от «АВАДЖ». Этот тип барабана, который использовался во времена Великих Моголов. Пакхвадж сделан из полого куска дерева цилиндрической формы, слегка суженный к концам, отверстия которого с обеих сторон закрыты кожей. Они отличаются по диаметру: отверстие справа – меньше. Кожа крепится кожаными полосками, идущими вдоль корпуса. Цилиндрические брусочки для настройки помещаются между ремнями и корпусом. Лепёшка, замешанная из пшеничной муки, накладывается на левую сторону, что понижает высоту и даёт глубокий звук. Она выбрасывается после использования, и каждый раз накладывается свежеприготовленное тесто. На Пакхвадж играют открытой рукой. Настройка подобна Табле, но удары отличаются. Основные болы: «Та, Ди, На, Те, Гха, Ка». Остальные это комбинация или импровизация основных. Пакхвадж ударный инструмент с высокоразвитой техникой. Его глубокий звук более всего подходит для аккомпанемента в системе Дхрупад и Дхамар, и таким инструментам как Рудра-Вина, Вичитра-Вина и Сурбахар.

17mridang


0 комментариев

Комментировать

Войдите, чтобы комментировать.